Что мы знаем друг о друге?

 

Николай Иванович Бондарь
этнограф, кандидат исторических наук, работает на историческом факультете Кубанского государственного университета.

Занимается проблемами этнографии и фольклора Кубани.
 

 

к содержанию раздела ::: к содержанию статьи

 

УРАЛЬСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

Из этнических групп на Кубани к ней относятся эстонцы и мордва, язык которых принадлежит к финно-угорской ветви. Процесс миграции мордвы на Кубань, очевидно, начинается в 20-е годы нашего столетия; по переписи 1989 года, в крае, большей частью в городах, проживает 7465 представителей этого этноса (в 1979-м — 6200). Компактные самостоятельные поселения мордвы отсутствуют.

 

Эстонцы. Самоназвание ээстласед и, более древнее, маарахвас. По конфессиональной принадлежности — протестанты (лютеране). Эстонские поселения в Кубанской области появляются во второй половине XIX века. Основные из них — Марухо-Эстонское (Ливоновское), Хусы-Кардоникское и Гусаровское — находились в Баталпашинском уезде. Преимущественно это были выходцы из Крыма и Поволжья.

В конце XIX века на Черноморском побережье, в долине реки Мзымты, возник поселок Эстосадок (название его, должно быть, происходит от искаженного самоназвания эстонцев — ээстласед), основанный эстонцами, перешедшими из Ставрополья через перевал Главного Кавказского хребта. Такая ситуация была типичной для побережья. Узнав о существовании поселка, власти зачислили пришельцев в поселяне Черноморского округа.

По данным переписи 1959 года, на Кубани проживало 2168 эстонцев.

История эстонских поселений на Кавказе, в том числе и в Краснодарском крае, исследована в работах Л. А. Выйме и В. Маамяги. Последний, в частности, отмечал, что «национальная замкнутость была характерной чертой жизни эстонских поселений». Вероятно, это, а также труднодоступность местности помогли эстонцам, несмотря на малочисленность, донести до наших дней самобытные элементы своей культуры: курные  риги, «саун» (бани), традиционные  блюда.  Хотя старинные формы отдыха ушли из быта, некоторые песни и танцы все же можно услышать и увидеть на семейных праздниках: польку, лейлендер и другие. Они сопровождаются игрой как на общеевропейских, так и на национальных инструментах: гитара, мандолина, контрабас, турипель (духовой), киннель (струнный).

Своеобразные черты обнаруживаются и в обрядах жизненного цикла. Например, когда жених привозил невесту домой, она дарила его отцу рукавицы, а матери передник. Не совсем привычным кому-то покажется распределение обязанностей в эстонской семье. Мужчины могли готовить пищу, заниматься уборкой и уходом за детьми, что у многих народов считается традиционно женским занятием.

Этносоциологическое обследование в среде эстонцев, проведенное в 1988 году М. В. Саввой, выявило в целом достаточно устойчивую ориентацию на национальную культуру, но вместе с тем и весьма лояльное отношение к культурным традициям соседей — русских, греков и других.

 

к содержанию раздела ::: к содержанию статьи


Комментариев нет - Ваш будет первым!


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: Дecять плюc 3 добавить ceмь (ответ цифрами)