В.Б. Виноградов
Средняя Кубань. Земляки и соседи.
ВВЕДЕНИЕ
«История не стареет»
(Адыгейская пословица)
«Даже боги не могут изменить то,
что случилось в прошлом»
(Древнегреческое присловье)
«Наши земляки и соседи». Так называлась историко-регионоведческая рубрика, которая с октября 1992 по март 1994 года ежемесячно выходила в газете «Армавирский собеседник». Ее статьи вызвали положительный резонанс у общественности города и прилегающих районов Средней Кубани, были замечены специалистами, В значительно расширенном и доработанном виде статьи этой рубрики составляют основу данной книги — учебного пособия для преподавателей, студентов и старшеклассников, совмещающего в себе строгую научность отбора и анализа фактов и популярность, а порою и эмоциональность изложения, рассчитанного на то, чтобы не только вооружить читателя новыми знаниями, но и духовно, нравственно обогатить и. возвысить его.
Книга концентрирует внимание на слабоизвестной истории основных традиционных этнических групп и формирований, связанных с территорией Кубанской области, Краснодарского края, где нынешнее подавляющее большинство населения составляют восточные славяне (по данным Всесоюзной переписи 1989 года в крае проживало 4 315456 русских, 199 411 украинцев, 35 791 белорус). К числу таковых относятся и кубанские казаки — своеобразная и самая древняя этнографическая группа восточнославянских обитателей Кубани, во многом определяющая региональный этнокультурный колорит.
Видный кубанский этнограф Н. И. Бондарь считает: «Другая часть восточнославянского «старожилого» населения Кубани, не входившая в прошлом в казачье сословье — так называемые иногородние. Большинство из них, длительное время прожив в станицах, адаптировалось к казачьей культуре и после отмены сословного деления влилось в этнографическую группу казачества... Что касается поздних переселенцев — русских, украинских, белорусских, то из-за отсутствия самостоятельных поселений и в связи с непродолжительностью проживания их на Кубани, говорить о какой-то этнической общности применительно к ним, на наш взгляд, преждевременно. Наиболее вероятно, что они постепенно приспособятся к местным традициям и произойдет естественная в таких случаях ассимиляция. По крайней мере, наши наблюдения показывают, что уже во втором поколении мигранты почти полностью утрачивают метропольные традиции и усваивают местные» (Бондарь Н И. Этнокультурная ситуация на Кубани //Материалы научно-практической конференции «Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы». Краснодар. 1991. СП).
В суждении этом не все бесспорно. Например, «иногородние» на Кубани достойны специального изучения, и оно начиналось в свое время (см., например: Мельников А. М. Иногородние в Кубанской области // Кубанский сборник. Екатеринодар. 1900) С другой стороны, этнокультурные процессы в среде тех, кого И. И. Бондарь (в духе терминологии эпохи «перестройки») именует «мигрантами», отнюдь не укладываются в схему беспроблемных ассимиляций и «усваивания» местных традиций. Напротив, жизнь убеждает, что современное состояние абсолютно преобладающей части кубанской действительности обуславливается и регулируется общероссийскими («метропольными», по терминологии Н. И. Бондаря) нормативами. Уяснение и показ этих тенденций и реальностей — особое, многотрудное и остро назревшее дело.
Однако в подходе этнографа к задачам освещения этнической панорамы Кубани (в том числе и Средней) есть явное рациональное зерно: в трудах общего характера об истории и культуре края привычно упускаются (или освещаются скороговоркой) яркие и изменчивые судьбы тех этносов и этнических групп, которые на протяжении долгих десятилетий, веков, а порой и тысячелетий населяли наш край, определяя его специфику и до, и в условиях утверждения «российскости», то есть интегрирующего влияния России во всех его проявлениях.
Известно, что очевидцы XIX века никогда не забывали оттенить пестроту и разнохарактерность населения Кавказа, Кубани. Вот строки великого Пушкина, так описавшего состав обычного здесь «ярморочного» скопления народа: Теснится средь толпы еврей сребролюбивый, Под буркою казак, Кавказа властелин, Болтливый грек и турок молчаливый, И важный перс и хитрый армянин... Не подумаем даже пенять классика за подобные характеристики: он воспроизводил расхожие обыденные оценки своей эпохи, в том числе и полные предрассудков, демонстрируя вместе с тем недюжинную, осведомленность и ироничность. В других случаях тональность коренным образом менялась, но понимание многоликости обитателей наших мест присутствовало всегда.
Части из таких старинных насельников берегов Средней Кубани посвящается это пособие, пытающееся (насколько это возможно) совместить в себе региональный охват и акцентирование проблематики, связанной с Армавиром и его широкой округой (Новокубанский, Успенский, Кургаминский, Мостовской, Лабинский и Отрадненский районы). Это на деле реализует некоторые из уже сформулированных актуальных задач регионального компонента в образовании (см.: Виноградов В. Б. Проблемная ситуация в формировании информационной базы для преподавания «Истории Кубани» //Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы. Межвузовская научная конференция. Краснодар—Новороссийск 23—25 сентября 1993 г. Тезисы докладов. Краснодар. 1993. С. 96—98; он же. Проблемная ситуация в преподавании нового историко-регионального курса // Очерки истории Средней Кубани. Программа спецкурса. Армавир. 1994. С. 4—5). Между тем, как подчеркивается во вновь разработанной «Концепции развития образования на Кубани», наш «край отличается высокой полиэтничностью, причем представители ряда последовательных колонизационных потоков воспринимают Кубань как исконную территорию. В регионе существуют различные культурно-исторические пласты, происходит реальный диалог культур... С политической точки зрения Кубань входит в число российских регионов, где потенциально возможны острые сепаратистские и изоляционистские тенденции, а потому особую значимость приобретает простраивание такой региональной системы образования, которая бы органично сопрягалась с единым образовательным пространством Российской Федерации, вхождением в межрегиональный и общероссийский рынок образовательных услуг» (Концепция развития образования на Кубани. Краснодарский экспериментальный центр развития образования. Приложение 1 к Постановлению главы администрации Краснодарского края. 18.11.1993 г. 452. С. 4).
К тому же, трудно не согласиться с мыслью академика Д. С. Лихачева о том, что уровень нравственности в обществе определяется уровнем отношения (в частности, и в системе образования) к традиционным культурам всех без исключенния народов и этнических групп их составляющих. Только руководствуясь этим принципом, дальнейшее изложение строится по алфавиту, а не по численности и глубине «кубанских исторических корней» тех или иных субъектов регионального бытия.
Предварив основной текст пособия этими краткими разъяснениями, автор с благодарностью вникнет в советы и пожелания, которые могут быть адресованы ему со стороны ученых, краеведов, преподавателей, просто заинтересованных лиц, которые возьмут на себя труд прочесть эту книгу.
ОБЩАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь. 1993.
Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь. 1994.
Авксентьев А. В., Шаповалов В. А. Этносоциальные проблемы России. Ставрополь. 1994.
Армавир. Краснодарское книжное издательство. 1983.
Аталиков В. И. Страницы истории. Нальчик. 1989.
Археология и краеведение Кубани. Материалы межвузовской студенческой научной конференции (Под ред. В. В. Виноградова, И. И. Марченко. Краснодар. 1993.
Археология и краеведение Кубани. Материалы Второй межвузовской студенческой научной конференции / Под ред. В. Б. Виноградова, И. И. Марченко. Армавир. 1994.
Арутюнов С, Кобычев В. В краю гор, садов и виноградников. Рассказы о народах СССР. М. 1987.
Бондарь Н. И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед. Ежегодник. Вып. 2. Краснодар. 1990.
Бондарь Н. И. Этнокультурная ситуация на Кубани // Материалы научно-практической конференции «Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы». Краснодар. 1991.
Виноградов В. Б. Страницы истории Средней Кубани. Армавир. 1993.
Виноградов В. Б. Топонимия Средней Кубани. Армавир. 1993.
Виноградов В. Наши земляки и соседи // Рубрика в газете «Армавирский собеседник», публиковавшаяся (частью в соавторстве) с октября 1992 по март 1994 г. и кратко осветившая рассматриваемые в пособии народы.
Виноградов В. Б., Ктиторов С. Н. Новое прочтение некоторых страниц истории Армавира и его ближайших окрестностей. Армавир. 1992.
Виноградов В. Б., Ларина О. М. История Кубани в русской художественной литературе (до начала XX века). Программа интегрированного курса. Армавир. 1994.
Виноградов В. Б., Чернова Л. Н. История Кубани в отечественном и зарубежном изобразительном искусстве (до начала XX века). Учебный вспомогательный справочный материал. Армавир- 1995.
Волкова Н. Г. Этнические и племенные названия Северного Кавказа. М. 1973.
Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного •г Кавказа в XVIII — начале XX вв. М. 1974.
Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV — X вв. Л. 1979.
История народов Северного Кавказа. Т. I, II. М. 1988.
К изучению историко-культурного прошлого населения Прикубанья. Материалы заседаний студенческо-преподавательского семинара / Под ред. В. Б. Виноградова. Армавир. 1992.
Народы Кавказа. Т. I. M. 1960.
Народы России. Энциклопедия. М. 1994.
Очерки истории Средней Кубани (до начала XX века): Проспект-программа / Под ред. В. Б. Виноградова. Армавир. 1994.
Песни народов Северного Кавказа, Л. 1976.
По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки. Краснодар. 1994.
Прочноокопский историко-культурный многоугольник //Материалы региональной научно-практической конференции / Под ред. В. Б. Виноградова. Армавир. 1994.
Савва М. В. Межнациональные отношения: теория, практика и проблемы Кубани. Краснодар 1993,
Федоров Я. А. Этническая история Северного Кавказа. М. 1986.
Хрестоматия по истории Кубани. Ч. I. Краснодар. 1975.
Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Т. I, П. Екатеринодар. 1910, 1913 (переиздано в Краснодаре в 1992 г.).
|
"Что мы знаем друг о друге" - очерк о народах Кубани старинные карты: платные и бесплатные |