В.Б. Виноградов
Средняя Кубань. Земляки и соседи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В прочитанной Вами книге впервые в регионоведческой практике показан основной этнический состав населения досоветской Средней Кубани (в общекубанском контексте), а также пути и особенности его формирования, некоторые характерные черты истории и культуры, взаимообщения и контактов между собой различных этносов и этнических групп и их представителей. Естественно, что в предложенном выше изложении особое место занимает этническая ситуация в Армавире — ауле, селе, городе — как исторически сложившемся центре изучаемого микрорегиона, сохранившем неизмеримо большее число и лучшее качество разнообразных источников.
Разумеется, что старательно (порой, буквально по крупицам) собранные разнородные данные очерков не полны и неравнозначны Однако книга преследовала благую цель: познакомить (насколько это сегодня возможно) хотя бы в первом приближении не только с этнической панорамой нашего уголка Кубанской области (современного Краснодарского края и отчасти Карачаево-Черкесии), но и с историко-культурным обликом конкретных этнических общин, обитавших здесь, а там, где удалось, и с персональным их составом, с наиболее заметными и значительными деятелями.
Следует вновь настоятельно подчеркнуть неприятие разделения жителей определенного географо-административного микрорегиона Кубани на «коренных» и «некоренных», что обязательно приводит к претензиям по части прав той или иной национальности (этноса) на исключительное, или хотя бы предпочтительное положение среди всех иных, живущих бок о бок. Значительно объективнее звучит один из исторически мотивированных исламских (шариатских) постулатов: «Земля принадлежит тому, кто ее оживляет». Руководствуясь современным конституционным пониманием, каждый этнос, любая этническая группа, всякая семья и отдельно взятый индивидуум, независимо от своих национальных, территориальных и языковых корней, проживая в нашем крае некий срок, позволяющий внести активный вклад в его обустройство, воспроизведясь в своем потомстве, вправе считать Кубань своей малой родиной, как и частью многонациональной России — общего нашего Отечества, исторически собравшего в своих границах исключительно многоэтничный состав населения, постоянно взаимодействующий внутри себя.
Одновременно вполне очевидно, что этнический состав населения Кубани (в том числе Средней) в досоветскую эпоху формировался отнюдь не однотипно, не по единому стандарту и общим правилам, оставляя место большому своеобразию «способов» появления и закрепления здесь конкретных этносов, этнических групп, общин.
Среди затронутых в книге (с различной степенью подробностей) этносов и этнических групп явственно выделяются тс, кто самим своим появлением, генезисом, многовековой эволюцией неразрывно и прочно (но не обязательно изначально!) связан с Кубанью в целом или с ее исторически обусловленными локальными территориями (адыгейцы, армяне закубанские — черкесо-гаи, карачаевцы, черкесы). Другая группа — самобытные этнические формирования, возникшие в конкретных условиях Кубани в процессе длительного пребывания здесь пришельцев с других (часто соседних) территорий и иных (не всегда близких!) этнических корней (абазины, кубанские казаки). Особый случай — долгое, стабильное пребывание на Кубани более или менее представительных этнических групп, подразделений тех народов, основная территория расселения которых широко лежит вне кубанских пределов (греки, ногайцы, цыгане).
Исключительно велика и многогранна роль России в оформлении этнодемографического облика Кубани. Она состоит не только в том, что является исторической прародиной кубанского казачества. Более 200 лет назад, прочно встав своими границами на кубанские берега, именно Россия решающе определила тот постоянно крепнущий восточнославянский колонизационный поток, который в конечном счете определил окончательную державную принадлежность нашего края и его подавляющую заселенность русскими, украинцами и белоруссками (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года соответственно 4 315 458, 199 411, 35 791). Органической частью этого этнообразующего и этнопреобразующего население Кубани потока оказались и группы переселенцев из среды иных народов ойкумены — как европейской (немцы, поляки, татары, евреи, болгары, чехи, словаки), так и азиатской (ассирийцы, армяне, греки, грузины, горские евреи).
Предложенная «типология» представленных на Средней Кубани этносов и этнических групп, разумеется, еще очень предварительна и условна. Однако и она, в своем конкретном применении, побуждает обратиться к осмыслению того явления, которое было отмечено основным автором книги несколько лет назад: «Вывод из всего изложенного очевиден: единственным приоритетом в оценке истории складывания состава населения Армавира (и его округи) является приоритет РОССИЙСКОСТИ, Российской государственной политики, которая державно охватывала и русских служилых солдат и офицеров, и казаков, и армян, и любых других поселенцев...» (Виноградов В. Б. Страницы истории Средней Кубани. Армавир. 1993. С. 26).
Это явление (РОССИЙСКОСТЬ) — многогранно и диалектично по своей сути. Оно познается в системе разных и неоднозначных подходов с позиций метода использования многообразия и достоверности исторических фактов. Уже появилась и нарастает историография вновь сформулированной проблемы (см., например: Матвеев О. В. Николай Федорович Дубровин. 1837—1904. Биобиблиографический очерк. Российские исследователи Кавказа. Серия истории, археологии, этнографии. Вып. 4. Армавир, 1994. С. 9; Дударев С. Л. Школа В. Б. Виноградова: истоки, этапы, идеи ,// Материалы заседания, посвященного 30-летию научно-творческой, педагогической и общественной деятельности школы академика B. Б. Виноградова (1964—1994). Часть I. Армавир. 1994. C. 14; Матвеев О. В. Проблемы Кавказской войны в творческой лаборатории В. Б. Виноградова .// Там же. Ч. 2. Армавир. 1994. С. 38). Например, С. Л. Дударев предлагает следующий «вариант расшифровки предложенного В. Б. Виноградовым термина «российскость»: «Российскость — это тенденция к равноправному историческому партнерству народов под эгидой России, как великой евразийской державы, выполняющей интегрирующую роль в социальных, культурных, политических и иных процессах внутри своей этносферы. Эта тенденция, исходившая прежде всего от демократических элементов России, находилась в постоянном противоборстве с официально-великодержавной линией. Диалектика отношений между той и другой и определяла в немалой степени конкретные результаты развития горских и иных нерусских народов державы к октябрю 1917 года, а также уровень адаптанин русских (и вообще славянских) переселенцев в местной (в частности, кавказской) этнокультурной и этнолингвистической среде» (Дударев С. Л. Указ. соч. С. 14).
Предложенная вниманию заинтересованного читателя книга также служит наполнению реальным содержанием вновь формулируемого представления большого исторического значения. Она написана без притязаний на «высокую научность». Выявленные и обобщенные, проанализированные материалы изложены простым, доступным языком, посильным, как представляется, и студенту, и школьнику, и любому интеллигенту негумантарного профиля.
Вместе с тем, небольшая по объему книга может не только обогатить некими малоизвестными знаниями, фактами, но преследует цель затронуть душевные струны, которые должны отозваться на знакомство с «зигзагами и изломами» истории заселения и длительного обитания городов, станиц, сел, хуторов Средней Кубани людьми разных языков, разных культуры и быта, но прочно объединенных со временем понятиями — армавирцы, кубанцы, россияне. Все они живут и творят свою судьбу в окружении вековых соседей и партнеров!
Пусть же доброе чувство осознания общности нашего дома на Средней Кубани, как части Краснодарского края и всей России, еще больше сблизит и сдружит нас, научит глубже и сердечнее понимать друг друга! Пусть каждый в меру своих сил постарается принести пользу святому делу изучения исторического прошлого и настоящего во имя будущего величия многонациональной Родины!
|
"Что мы знаем друг о друге" - очерк о народах Кубани старинные карты: платные и бесплатные |