В.Б. Виноградов
Средняя Кубань. Земляки и соседи.
ACСИРИЙЦЫ
Одна из недавних научных гипотез объявляет прославленную, так называемую Майкопскую культуру, покрывавшую в III тысячелетии до новой эры Кубань и другие области Северного Кавказа, привнесенной из Восточного Средиземноморья семитскими племенами. Даже если это и так, история сегодняшних носителей афразийской (семито - хамитской) семьи языков в Краснодарском крае (а имеются в виду в данном случае ассирийцы, айсоры) не имеет к событиям 5-ты-сячелетней давности никакого отношения...
Современная словарная справка гласит: «Ассирийцы, айсоры (самоназвание — атураи) — потомки древнего парода, создавшего сильное государство, развитую цивилизацию, древнюю письменность с богатыми историко-литературными памятниками, которые изучает специальная наука — ассирология. Современные ассирийцы живут преимущественно в Ираке, Иордании, Ливане, Сирин, Турции, США и других государствах.
Нынешние ассирийцы — в основном христиане. В XIX веке, проживая на территории Турецкой империи, они, наряду с армянами и греками, стали испытывать сильное давление со стороны турецких властей и вынуждены были покидать земли своего исторического проживания. Часть ассирийцев переселилась в Закавказье и осела в Армении, другие расселились в других частях Российской империи, преимущественно в крупных городах.
Сейчас ассирийцы пользуются современным литературным языком, сложившимся в 40-х годах прошлого столетия и относящимся к семито-хамитской языковой семье. По переписи 1989 года в СССР проживало 26160 ассирийцев, в том числе в РСФСР 9622, из них в Краснодарском крае 1853 человека.
А вот и необходимые подробности.
Наследники истории и культуры великой ближневосточной державы — Ассирии, павшей в 605 году до новой эры, не без участия скифов, пришедших из Прикубанья, ассирийцы, считая себя потомками халдеев, не растворились, не исчезли среди многочисленных и разных завоевателей, поочередно наводнявших Мессопотамию на протяжении почти двух тысячелетий. Античный Рим и средневековая Византия нещадно третировали ассирийцев, став символом всяческого, в том числе и религиозного гнета. Выразителем недовольства и протеста стал ассириец Нестор, сперва избранный (в 428 году) константинопольским патриархом, но уже четыре года спустя осужденный Вселенским собором в городе Эфесе за отступления от канонических церковных норм. Однако ассирийская паства осталась его приверженцами. С тех пор большинство ассирийцев — христиане несторианского толка, а частью, так называемые яковиты.
В VIII—IX веках именно деятельность ассирийцев для мировой цивилизации оказалась весьма результативна. Она зримо подвинула науки и смягчила общественные нравы в агрессивно-патриархальном Арабском халифате. По этому поводу историки отмечают, что «просветительная практика несторианства при халифах, бесспорно, составляет собой самую лучшую, симпатичную черту его истории: в ту эпоху умственного мрака... несторианство явилось единственным убежищем всюду падавшей науки и учебных занятий...».
Благотворное воздействие этого рода достигало и далекого восточного славянства, в том числе и прикубанско-донского. Примечательно, что само слово «Русь» раньше всего (в VI веке новой эры) упоминается в ассирийских рукописях. Среди русичей широко распространилось ассирийское сказание об Ахыкаре Премудром. И не случайно оно упоминается в первом издании (1800 год) великого «Слова о полку Игореве», открывшего для россиян Тмутараканское русское княжество на Кубани — самый южный форпост Киевской Руси.
В XI веке по нашим черноморским берегам проследовал на таинственный студеный север ассирийский врач Петр Сирьянин (Путрус Суран), а в XVII столетии — видный священо-служитель из города Антиохии Павел Аллепский (Полус д'Халеб). Последний, между прочим, отмечал, что «русские живописцы не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству, точности и навыку в мастерстве». Оба гостя-несторианца могли убедиться, сколь популярен был среди христиан Руси и «Московии» свод поучений средневекового ассирийского писателя, богослова и философа Мар-Априма, которого русские звали Ефрем Сирин...
В 1828 году часть ассирийцев (вместе с добровольно принявшими подданство России жителями Восточной Армении) навсегда поселилась в Закавказье, среди армян, через которых и познакомилась с русскими. Даже армянское их наименование («айсоры») прижилось в России.
А в связи с событиями на Ближнем Востоке, обусловленными началом Первой мировой войны (и вновь вместе с армянами, бежавшими от ужасов турецко-исламского геноцида) они появляются на Кубани, о чем говорится в местных изданиях Екатеринодара. И если в начале XX века ассирийцев во всей России числилось менее 2 400, то через 20 лет на территории только нашего края проживало уже 877 ассирийцев, причем 620 из них жили в Армавирском округе, где на землях нынешнего Курганинского района переселенцами из Карской области Турции был образован крупный ассирийский хутор Урмия, сохранивший в своем названии память о покинутой родине (озеро, и область Урмия прославились еще во времена старинные!). С другой стороны, ассирийцы появлялись на Кубани и как «персидскоподанные» и вновь вместе с армянами, причем опять в связи с происками Турции и стоящей за нею Германией.
В коллективном труде по истории Ирана говорится о том, что в северо-западных районах Персии в результате фанатичных призывов к джихаду (войне с «неверными») и деятельности немецко-турецких агентов «усилились требования эвакуации русских войск, и началась партизанская борьба. В ноябре 1914 года, направив основной удар на Саркамыш (юго-западнее Карса), турецкие войска вошли в Иран... 19 декабря того же года русским отрядам, удерживавшим оборону этих районов, было предписано отойти к Джульфе Русские войска оставили без боя приурмийские города и отошли к границе. Вместе с ними на территорию России перешли несколько тысяч беженцев, преимущественно христиан (армян и ассирийцев)». Если же учесть, что в названных местах в составе российских войск несли службу и кубанские казаки, которых знали здесь с 1910—1911 годов, станет не беспочвенным преположение ,что именно из их среды шла информация, манившая несчастных беженцев на благодатную Кубань.
Основным занятием ассирийцев, поселившихся на Средней Кубани стали садоводство и огородничество, в котором они достигли отменных успехов.
Ассирийцы принесли в местную среду много специфического, в том числе и собственные оригинально-трогательные личные имена, которые так забавляли кубанцев (Пилу — Слоненок, Лахму — Хлебушек, Лишины — Топленое маслице, Халу — Молочко, Сусу — Конек, Диву — Волченок, Шнхурта — Скворец и другие). Много своеобычного таилось в ассирийских обычаях, в устном народном творчестве...
Ранний (дореволюционный) период пребывания ассирийцев на Средней Кубани таит в себе еще не разгаданные проблемы. Это выяснилось совсем недавно, когда на кафедру всеобщей истории Армавирского госпединститута обратились за Консультацией директор Дома культуры села Урмии Курганпнского района «природный ассириец», как он предстваляется, В. М. Уршанов и старший научный сотрудник Кубанского центра народного творчества М. В. Семенцов. В ходе подготовки национального фестиваля, посвященного 70-летию признанного возникновения хутора (потом — села) Урмия как места компактного проживания ассирийцев в Краснодарском крае им потребовалась конкретная помощь в изучении этой своеобразной этнической группы наших земляков.
Гут-то и оказалось, что научная литература (заметим, крайне немногочисленная!), посвященная истории ассирийцев на территории бывшего СССР, единодушна: село Урмия возникло в 1924 году, когда в нем обитало более 600 ассирийцев, нашедших свою судьбу в Кубанской области. Отсюда обычно и выводился примерный отсчет времени появления ассирийских переселенцев в нашем крае.
Но стоит обратиться к специально выявленным в связи с вышеуказанной просьбой достоверным источникам, ранее неизвестным.
Так, в одном из дел начала 1920-х годов фонда Лабинского ревкома (хранится в Армавирском городском архиве) сообщается, что первые группы ассирийцев стали появляться в городе Армавире и его округе в 1914 году. На первых порах они как бы сливались воедино с армянскими переселенцами в глазах кубанцев. Затем пришло понимание их отличий.
Например, издававшаяся в Армавире газета «Отклики Кавказа» (? 5 за 1916 год), сообщая о начале 30 апреля очередного заседания Армавирской городской Думы, в повестке дня такового называет пункт 19-й: «Об отводе участков земли для постройки зданий: почтово-телеграфной конторы, высшего начального училища и ассирийской церкви...» Понятно, что последнее — отражение интересов и запросов уже сформировавшейся вокруг Армавира небольшой, но жизнедеятельной ассирийской общины, упоминавшейся газетой еще в середине 1914 года (? 80). 21 октября 1916 года'«Отклики Кавказа» сообщали: «В настоящее время производится обследование беженцев, находящихся на попечении Армавирского отдела помощи беженцам Всероссийского Союза городов... Беженцы сирийцы (ассирийцы) — около 150 семейств — уже обследованы их священником отцом Зиновием Агасневым...».
Судя по стенограмме заседания от 5 мая 1916 года (ее фрагмент выявлен в фонде «Армавирской Городской Управы», хранящемся в Армавирском городском архиве), вопрос об «изыскании мест для постройки сиро (ассиро)-халдейского храма-школы типа молитвенного дома» обсуждался активно. Вскоре он нашел свое практическое решение, так как в интереснейшем документе первых лет Советской власти, представляющем собой полный реестр сведений о «нахождении в городе храмов, монастырей, монастырских подворий, часовен, молитвенных домов, синагогов, мечетей и пр.», на листе 2-ом упоминается «молитвенный дом на Шереметьевской улице, 93. Ассирийских баптистов» (ныне: улица Энгельса, дом 97), а на листе 25-ом — «молитвенный дом (по Набережной, 58) Ассирийский» (ныне: улица Жданова, дом 67—70).
Еще более значительна по смыслу запись в «Кассовой книге Армавирской Городской Управы на 1916 год», где 21 июля отмечено: «Выдано Петрову М. для отправки беженцев в Урмию согласно их заявлению 37—50» (очевидно, 37 рублей 50 копеек).
Приведенные строчки выявленных документов говорят о многом: и о том, как Россия и городские власти Армавира в самый разгар разрушительной для державы войны принимали беженцев-ассирийцев и обустраивали их не только материально, но и духовно; и о том, что к лету 1916 года Урмия, как ассирийское село, уже существовало в Закубанье...
В последующие десятилетия ассирийцы жили одной жизнью с другими народами Советского Союза и Кубани. Они добросовестно и яро трудились в созданном в Урмии колхозе и в других сферах хозяйства, учились сами, учили и врачевали других. Заблуждаются те, кто полагает, что чуть не единственной сферой приложения сил ассирийцев-айсоров была чистка обуви в крохотных будках на проспектах столицы и других городов.
В 1930 году в Москве состоялся Всесоюзный съезд ассирийцев. Он принял решение (среди многих прочих) о «переселении из городов на землю». Тогда в кубанскую Урмию приехало еще около 100 семейств из Москвы, Ленинграда, Свердловска и других мест. Для ассирийцев в селе были открыты начальные и средняя школы, где преподавание родного языка велось по учебнику Георгия Арсаниса. А подготовку соответствующих преподавательских кадров для ассирийцев Кубани, Армении и Грузии обеспечивал Армавирский педагогический техникум, выпускники которого усовершенствовались с 1935 года на ассирийском отделении Ленинградского института истории, философии и литературы (ЛИФЛИ).
Став искренними патриотами вновь обретенной родины, ассирийцы мужественно защищали ее: 52 жителя Урмии ушло на фронты Великой Отечественной войны. Возвратились домой только 16 защитников Отчизны...
Осенью 1994 года состоялся Первый национальный ассирийский фестиваль на Кубани. В почти 80-летней Урмии собрались старожилы нашего края, ассирийцы — ученые, педагоги, офицеры вооруженныых сил, медики, предприниматели, представители многих других профессий, съехавшиеся из разных уголков России. Фестиваль приветствовала знаменитая целительница Джуна Давиташвили. Снимались телефильмы и проводились этнографические исследования. Выступали фольклорные ансамбли. Царил дух дружелюбия и взаимопонимания!
Кубанские ассирийцы и сегодня рядом, вместе с нами! Поэтому отзывается понятным неудовлетворением фраза одного из последних краснодарских этнографических очерков: «И хотя ассирийцы проживают на Кубани уже более семи десятилетий, их история и культура практически неизучены».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Матвеев К. П. Ассирийцы и ассирийская проблема в новое и новейшее время. Москва. 1979.
Матвеев К. П. Ассирийцы//Расы и народы. Ежегодник. ? 12. Москва. 1962. С. 215—223.
|
"Что мы знаем друг о друге" - очерк о народах Кубани старинные карты: платные и бесплатные |
Комментарии:
Сообщение от: шлиманов вячеслав родился в урмиихотел бы узнать больше о своем отцехотел бы узнать больше о своем отце который был одним из основателей колхоза микоян ныне урмия который умер от вскрыытия ран в 1947 г и похоронен в урмии