Покровский М. В Из истории адыгов в конце XVIII — первой половине XIX века М.В. Покровский

Из истории адыгов в конце XVIII — первой половине XIX века

Очерк пятый Отношение российской администрации к адыгским рабам, крепостным и их владельцам


Бегство адыгских рабов и крепостных в Россию и причины этого явления

Перейти к содержанию книги

 

Вопрос об отношении русского правительства и кавказских властей к адыгским крепостным и рабам, искавшим убежища в России, не привлекал до сих пор должного внимания исследователей. Между тем он представляет большой научный интерес, и изучение его позволяет выяснить многие стороны того сложного переплетения политических и социальных моментов, которое имело место в жизни адыгов в конце XVIII — первой половине XIX в.

Изучение документальных материалов, относящихся к этому вопросу, позволяет прийти к следующим выводам:

1. В напряженной борьбе, протекавшей в XIX в. между Россией и Турцией вместе с поддерживавшими последнюю европейскими государствами, противники, стремясь утвердиться на Кавказе, наряду с методами военного характера широко использовали и внутренние социальные противоречия у адыгов. В частности, русский царизм, оказывая всемерное покровительство феодальной знати, охотно использовал в своих интересах социальную рознь между «зависимыми сословиями» и адыгским дворянством.

2. Бегство адыгских крепостных и рабов в Россию было не чем иным, как своеобразным проявлением социальной борьбы внутри их общества, где рабы и крепостные не могли найти союзников среди свободных общинников — тфокотлей, энергично выступавших против закрепостительных тенденций дворянско-княжеской знати. Происходило это потому, что значительная часть тфокотлей, отстаивающих собственную свободу от покушений на нее дворян и князей, сама владела рабами и крепостными и не склонна была становиться на путь их освобождения.

Со времени поселения Черноморского казачьего войска на Кубани военные власти сталкивались с фактами перехода на русскую территорию значительного количества адыгских крепостных и рабов, искавших убежища от произвола своих владельцев.

Возраставшие крепостнические тенденции военно-феодальной знати «аристократических племен» и старшинской верхушки «демократических племен» приводили к усилению феодально-крепостнического гнета, его распространению вширь и вглубь. Эксплуатация крепостных крестьян в это время принимала настолько суровые формы, что ее не могли уже прикрыть традиционные идиллические институты поручительства и договора (дефтер). В этом обстоятельстве и следует видеть главную причину бегства в Россию.

Другим не менее важным стимулом бегства зависимого адыгского населения была работорговля.

От первых двух десятилетий XIX в. сохранился ряд ведомостей с перечнем беглых крепостных, допрошенных атаманской канцелярией Черноморского казачьего войска. В графе «за какою надобностью прибыл» записывалось: «Оные черкесы, как объявляют, укрываясь от притеснений и рабства владельцев их, просят о принятии в подданство российскому престолу».

Командование, столкнувшись с фактами постоянных переходов на русскую сторону Кубани таких беглецов, естественно, должно было определить свое отношение к ним.

Остановимся на отдельных категориях «закубанских выходцев».

Наиболее значительный процент беглых составляли те рабы и крепостные, для которых их зависимое состояние было новым, то есть они попали в рабство или крепостное состояние сравнительно недавно, вследствие социальных сдвигов, происходивших в адыгском обществе. На допросах многие показывали, что, оставшись в детстве сиротами, они попали затем «обманным образом» в руки состоятельных соотечественников, которые перепродали их в отдаленные аулы, вследствие чего они и потеряли свободу. Желание освободиться не покидало их, и они, узнав, что «от напрасно присвоенного им крестьянского названия можно найти в пределах России защиту, покровительство и вольное жительство», бежали.

Сын абадзехского тфокотля, четырнадцатилетний Мусса рассказывал в Управлении Черноморской кордонной линии: «Семейство, в котором я получил существование и воспитание, пользовалось сперва правами свободы, потом было разграблено, порабощено и распродано в разные руки. Я был куплен турком, жительствующим на реке Шебш. Я жил у него в участи раба около года. Наконец бесчеловечное обращение его со мной вынудило меня бежать к русским и искать их покровительства».

Многие дворяне сделали своего рода промыслом охоту за членами семей обедневших и разоренных тфокотлей с целью вовлечения их в крепостную зависимость, и не столько ради использования их труда в хозяйстве, сколько для превращения в объект торговли.

Там, где трудно было действовать открытой силой, ими пускался в ход обман. Например, в 40-х годах XIX в. шапсугский дворянин Анцок, разъезжая по аулам, намечал жертвы из числа бедных юношей-сирот, уговаривая каждого отдельно, обещал «иметь его за родного сына и обучать грамоте», и, когда молодой человек давал согласие, он увозил его и продавал в горы.

Что касается крепостных и рабов, потомственно принадлежавших различным категориям владельцев, то здесь главной причиной бегства была боязнь продажи членов их семейств в рабство в Турцию. Как известно, адыгское обычное право, разрешая унауту иметь семью de facto, решительно отказывалось признать эту семью как узаконенный общественный институт, и она находилась в полном распоряжении владельца. Однако и семьи пшитлей, признававшиеся адатом, по многочисленным свидетельствам, также не были надежно ограждены от покушений владельцев, часто продававших родственников порознь.

Не останавливаясь на описании всех сохранившихся материалов, укажем, что свыше 1500 из общего количества изученных показаний беглых говорят об этом с исчерпывающей полнотой. Обычно в этих показаниях звучала такая жалоба: «Владелец мой хотел жену и детей моих продать как невольников к туркам, и я, дабы не разлучаться с семейством, решился навсегда предаться под покровительство русских».

Если существование общинной организации у адыгов являлось для свободных тфокотлей в известной мере фактором их успехов в борьбе с крепостническими притязаниями военно-феодальной знати,- то для раба и крепостного эта организация в описываемый период времени ничего не давала. Община не вмешивалась в отношения между владельцами и их крепостными, подобно тому как и знать, в свою очередь, не вмешивалась в отношения между тфокотлями и людьми, находившимися у них в зависимости.

Крепостной или раб не мог найти защиту у общины даже в случае покушения со стороны владельца на его жену, что бывало довольно часто. В 1842 г. пятеро крепостных богатого шапсугского тфокотля Циока: Гакар, Алебий, Гасан, Веситль и Укуль, перебежав на русскую сторону, показали, что их владелец делал им «жестокие тиранства и притеснения», затем начал ходить к их женам и «намеревался сделать с ними прелюбодеяние». Заметив его намерение, они сначала просили его «сего избегнуть» и, по их словам, «пристойно напоминали закон религии, но Циок не оставлял сего и еще более начал усиливаться». Оскорбленные пшитли стали думать о мести, и скоро им представился благополучный случай. 20 мая Циок приехал в кош, где находились его стада под надзором названных беглецов. Произошла ссора, во время которой они, как сами откровенно признались на допросе, «пришедши в азартность, повалили его на землю и закололи кинжалами».

Многие беглые рабы и крепостные, порвав с безрадостным прошлым, придя на русскую сторону Кубани, приносили с собой страстную ненависть и жажду мщения бывшим хозяевам, разрушившим их семьи. Многие из них, служа в казачьих полках, получали звания урядников, награждались орденами и медалями.

Стремление беглых адыгских крепостных и рабов служить в царских войсках особенно усилилось в годы Крымской войны, когда снятие русских береговых укреплений, прекращение крейсерства и оккупация союзниками ряда важных торговых пунктов Черноморского побережья вызвали новый подъем работорговли с Турцией.

Среди беглых, уходивших от своих владельцев в Россию, наибольший процент составляли унауты и пшитли. Процесс экономического и политического роста старшинской верхушки «демократических племен» сопровождался усиленным обрастанием ее представителей новыми контингентами зависимых людей. Сокрушая могущество дворянской аристократии, разбогатевшая и пользовавшаяся политическим влиянием верхушка тфокотлей отбирала у нее и наиболее ценное — крепостных крестьян. Это своеобразное явление имело место, в частности, у шапсугов, когда они провели конфискацию значительной части пшитлей у своих дворян в качестве политической репрессии.

Большая часть этих крепостных попала в руки старшин, остальная перешла к наиболее влиятельным тфокотлям. К сожалению, почти полное отсутствие письменных источников у адыгов не позволяет проследить в деталях судьбу дворянских крепостных и их хозяйств, поступивших во владение старшин и зажиточных тфокотлей, однако и те скудные сведения, которые до нас дошли, не оставляют сомнений в том, что этот переход сопровождался острыми коллизиями и возникающими на их почве конфликтами.

Получая бывшего дворянского крепостного, обычно ведшего самостоятельное хозяйство, расчетливый тфокотль не склонен был связывать себя дефтером, который существовал между полученным им крепостным и его прежним владельцем, а начинал с того, что переводил на свой двор часть его скота. Объективно это значило, что с переходом в руки богатого тфокотля дворянскому крепостному отнюдь не становилось лучше ни в смысле условий труда, ни в правовом отношении.

По свидетельству Каламбия, рисующего жизнь бжедухского аула середины XIX в., адыгейский дворянин имел право в любой момент всадить кинжал в грудь дерзкого холопа и не нес за это никакой ответственности, но в то же самое время крепостной будто бы никогда не позволял своему господину «возложить десницу на свою физиономию», так как «это унизительное проявление гнева неизвестно еще между адыгами».

Богатый адыгейский тфокотль отказался от такой феодальной романтики.

Бывали случаи, когда новые хозяева, «придя в азарт», наносили непокорным такие телесные повреждения, что они умирали от «тяжких побоев».

Часто к стенам русских укреплений выходили истощенные от голода, избитые крепостные, которые предварительно по нескольку дней прятались в лесу, прежде чем решиться укрыться у «гяуров». Заслышав же за собой погоню и не видя другого выхода, они бросались «на голос боя барабанов и игры горнов во время утренних занятий солдат гарнизона».

Эти факты убедительно говорят о той остроте социальных противоречий, которые существовали внутри адыгского общества и выражались не только в борьбе тфокотлей с дворянской верхушкой, но и в протесте закрепощенной части населения против всех душевладельцев вообще, независимо от их места на общественной лестнице.

Более смелые и предусмотрительные пшитли, приняв решение бежать в Россию, производили предварительно своеобразную разведку. Явившись в укрепление, они добивались свидания с его начальником и расспрашивали, что их ждет после перехода.

Средний размер имущества, лично принадлежавшего адыгским крепостным, которое они перевозили с собой при бегстве в Россию, обычно был таков: две-три пары рабочих волов, девять-десять штук гулевого скота, одна-две лошади, арбы, одно-два ружья, шашки, кинжалы, один-два топора, несколько медных кувшинов, несколько подушек, одеял, циновок.

Наиболее удобным для побега крепостных было время, когда их хозяева участвовали в походах: тогда они, «дабы не упустить такого удобного и свободного случая», по горным тропам спускались к русским укреплениям.

Особенно страдали от перемены владельца те из бывших дворянских крепостных, которые разбогатели и достигли значительной экономической мощи и о которых в русской официальной переписке говорилось, что у адыгов «иногда холоп бывает богаче своего господина». Попав в порядке конфискации к новым владельцам, они тотчас же стремились выкупиться у них на свободу. По существу, это была своеобразная прослойка несвободных зажиточных крестьян, которые, имея потомственную рабскую родословную, временно мирились со своим общественным положением под надежной защитой сильного адыгского дворянина, ибо последний обеспечивал им возможность относительно спокойной хозяйственной деятельности и даже считал допустимым связывать себя с ними узами аталычества. Для этой социальной категории адыгского общества переход в руки новых владельцев, принадлежавших к аульной верхушке тфокотлей, был несомненной хозяйственной катастрофой, избежать которой можно было лишь путем выкупа и включения себя в состав полноправных членов аульной общины. Посягнуть же на сам институт выкупа крепостных победившие дворян тфокотли не решались.

Мощные экономически крепостные семьи не были единичным явлением. Убежавший в апреле 1841 г. натухайский пшитль Хузен захватил с собой весь свой собственный скот в количестве 20 коров, 31 овцы и 3 лошадей. У ога, подвластного Тугузу Едигееву, было 30 голов рогатого скота, 100 баранов и 100 ульев пчел.

Бежавшие в мае 1834 г. из-за Кубани и поселенные в ауле Ады двадцать семейств адыгских крепостных согласно официальному отчету вообще «не имели никаких собственных пожитков, а были наги».

В сентябре 1840 г. генерал Заводовский просил ассигнования особой суммы для «закубанцев». На основании этого ходатайства в его распоряжение было отпущено 100 рублей серебром. На продовольствие же беглых в течение первого года их пребывания на русской территории каждому взрослому отпускалось по 10 копеек, а детям по 5 копеек серебром в сутки.

Нельзя не отметить выход вместе с пшитлями и унаутами также и русских рабов. Печальная участь раба была тяжкой долей всех кавказских пленников, которых некому было выкупить. На основе общих тяжелых условий жизни между русскими и адыгскими рабами возникла возможность своеобразного социально-политического контакта, способствующего попыткам совместного бегства. Анапский поселянин Леонтий Матвеев, бежавший в декабре 1838 г. в Абинское укрепление вместе с четырьмя рабами-шапсугами, показал, что он был захвачен в плен в 1835 г. при лесной фуражировке. Попав в руки богатого шапсугского тфокотля Сельтшако, находился у него «на хуторе со скотом». Владелец истязал его тяжким трудом и побоями, и Матвеев решился бежать. Сговорившись с четырьмя рабами, жившими вместе с ним, и захватив 22 штуки рогатого скота своего хозяина, они по горным тропам вышли благополучно к Абинскому укреплению. Подобных примеров можно привести много.

Характерно, что именно русские пленники были инициаторами таких коллективных побегов. Особенно интересной категорией среди выходивших в Россию рабов были «метисы», то есть люди, происходившие от отца — русского пленника и рабыни — адыгейки. Их показания после удачного побега, зафиксированные в документах, могли бы послужить сюжетом не для одного варианта повествования о «кавказском пленнике», столь популярного в русской литературе XIX в.

Помимо рабов и крепостных, в списках беглых, переходивших в Россию, встречается довольно значительное количество имен «вольных черкес простого звания», то есть тфокотлей, ставших жертвой различных грабительских наездов и после захвата членов их семей в рабство также искавших убежище в России.

Шапсугский тфокотль Девлет Натхо показывал, например, что он «вольного происхождения, жил на речке Бугундырь собственным домом, имеет двух жен и четырех человек детей». Вследствие непрерывных покушений на его имущество и постоянных попыток со стороны соседних дворян уворовать его детей, он вместе с семьей «оставил прежнее жительство и прибегнул под покровительство России». Тфокотль Сельмен Бзассо, спасаясь от опасности разграбления, сумел увести с собой не только свою семью, но и семью своего крепостного в количестве четырех человек, а также 6 штук рогатого скота и 22 овцы.

Один из современников, прекрасно знавших нравы военно-феодальной знати,— Хан-Гирей оставил необычайно яркое описание наездов князей и дворян на крестьянское хозяйство тфокотлей. Он рассказывает, что весна и осень были излюбленным временем для этих грабительских мероприятий. Князья, собрав партию молодых дворян, выезжали «в поле». Выбрав удобное место, они располагались там на всю осень или весну. Ночью их служители и дворяне совершали набеги на близлежащие неприятельские аулы, угоняя быков и баранов. Лучшие наездники, не довольствуясь этим, отправлялись далеко в глубь территории, где захватывали табуны лошадей и пленников. С богатой добычей они возвращались к товарищам, «которые, всякую ночь пируя на счет оплошных жителей окрестных аулов», с нетерпением ожидали их.

Перед отъездом домой производился раздел захваченного имущества между всеми участниками экспедиции. Особую часть получали князь-предводитель и его ближайшие сподвижники, вся остальная добыча делилась на равные доли по числу людей, входивших в отряд. Лошади и пленники обычно здесь же променивались на товары, доставлявшиеся на стоянку предприимчивыми купцами. Шкуры съеденных быков и баранов шли в пользу поваров, обслуживавших «веселый» лагерь.

В прикубанских аулах разбойничьи набеги дворян на жилища тфокотлей часто сопровождались убийствами их хозяев, трупы сбрасывали в Кубань.

Нельзя не остановиться еще на одной категории беглых — девушках и женщинах адыгейках, которым угрожала продажа в Турцию со стороны их родственников, с чем они не хотели примириться. Не только в крестьянских, но зачастую и в дворянских семьях девушка являлась дорогим товаром, который поступал в продажу в случае нужды, причем цена особенно возрастала, если девушка была грамотна.

Слухи о том, что бегство в Россию может избавить от участи невольницы, доходили и в горы, побуждая многих бежать в русские укрепления. На страницах официальных документов, в их сухом канцелярском повествовании отразилось немало семейных конфликтов, в которых страдающей стороной была женщина. Отдельные донесения дают трогательные, волнующие рассказы о смелых решениях младших членов семей (обычно дочерей и младших братьев) выступить против воли отца или старшего брата во имя избавления от рабства. Однако семейное право являлось очень суровым, и найти поддержку против решения главы семьи на стороне было нельзя. Вот почему, когда продажа в Турцию становилась грозной реальностью, многие горянки, «не желая этого и зная по слухам, что в России жить лучше», тайно покидали свой аул и бежали «под покровительство русских».

Не менее предприимчивы и решительны были и влюбленные молодые люди, на пути которых к личному счастью стояли калым, несогласие родителей или же, наконец, разница в общественном положении. Сговорившись друг с другом, они также часто бежали в Россию. Это отмечал даже английский политический агент Белль. Он рассказывал, что богатый убыхский старшина, у которого он жил, должен был заплатить согласно адату 60 быков штрафа за своего раба, поскольку тот, сговорившись с женой свободного горца, бежал вместе с ней в Россию.

Сравнительно небольшую группу беглецов, о которой все же следует упомянуть, составляли круглые сироты дети и подростки. Испытав немало горя и нужды на родине, живя в вечно полуголодном состоянии, они, узнав о готовящейся продаже их в Турцию, предпочитали бежать к русским. Таких сирот обычно немедленно отправляли на Дон и поселяли в бездетных семьях казаков Донского казачьего войска.

 

Смотрите также:

раздел Краеведение

"Что мы знаем друг о друге" - очерк о народах Кубани

старинные карты: платные и бесплатные

описания маршрутов

 


Комментариев нет - Ваш будет первым!


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: Воceмнадцать прибaвить 1, минyc чeтырe (ответ цифрами)