Покровский М. В Из истории адыгов в конце XVIII — первой половине XIX века М.В. Покровский

Из истории адыгов в конце XVIII — первой половине XIX века

Очерк четвертый. Политика царизма по отношению к адыгской феодальной знати

 

Военная поддержка адыгских дворян и князей русским правительством

 

Перейти к содержанию книги

 

Одним из главных видов поддержки, оказываемой русским правительством адыгским князьям и дворянам была вооруженная помощь в деле защиты их владельческих прав и привилегий по отношению к крестьянству

При такой поддержке князья и дворяне рассчитывали не только сохранить в силе все повинности тфокотлей, но и значительно расширить их зависимость, превратив постепенно массу свободного адыгейского населения в своих крепостных. Наиболее отчетливо это было выражено в 1846 г. шапсугскими и натухайскими дворянами в прошении, поданном на имя наместника Кавказа князя М. С. Воронцова. Они писали: «Всему кавказскому народу известно, что мы были первостепенные дворяне. Мы почли за особенное счастье покориться великому русскому государю, в той надежде, чтоб по величию души и милосердию сего государя права наши были сохранены во всей силе, как нам, так и потомству нашему, и почитали бы нас верховными дворянами, так как и в России нам известно, что дворяне имеют крестьян и пользуются своими дворянскими правами».

Устремления дворян были вполне понятны правительству крепостной России и находили у него благожелательный отклик. Этим же объясняется, в частности, тот факт, что уже правительство Екатерины II сочло нужным вмешаться в борьбу адыгейских тфокотлей с их князьями и дворянами, пустив в ход силу оружия.

Бзиюкская битва явилась крупным вооруженным столкновением между адыгейской военно-феодальной аристократией, наступавшей на свободное население сельских общин с целью его закрепощения, и тфокотлями, отстаивавшими свою независимость.

Последним толчком, который непосредственно предшествовал событию, стало разграбление шапсугскими дворянами Шеретлуками торгового купеческого каравана, находившегося под покровительством одной из шапсугских общин. Во время нападения были убиты сопровождавшие караван шапсугские воины, выделенные покровителями для его охраны. Этот случай не представлял сам по себе из ряда вон выходящего явления в действительности конца XVIII в., но на фоне резкого обострения отношений между дворянством и тфокотлями он привел к взрыву и послужил началом крупных событий. Возмущенная толпа вооруженных шапсугских тфокотлей напала на двор одного из Шеретлуков и разгромила его. Во время этого разгрома была оскорблена ругательствами и побоями мать Шеретлука и уведена в плен принадлежавшая ему крепостная девушка.

Такой неслыханный факт оскорбления дворянской чести не мог быть оставлен без отмщения, и вся многочисленная фамилия Шеретлука поклялась достойным образом отомстить забывшимся тфокотлям. Однако, прекрасно понимая, что для серьезной борьбы со всей массой шапсугского крестьянства одних их сил недостаточно, они бежали со своей вооруженной дворней в землю бжедухов и обратились с просьбой о помощи к бжедухским князьям. Главным и наиболее влиятельным князем у бжедухов в это время был Бат-Гирей. Он принял горячее участие в судьбе пострадавших дворян, не без основания полагая, что быстрое и суровое пресечение движения тфокотлей послужит наглядным уроком и для бжедухского крестьянства. Тем более что к настоящему времени движение, направленное против повинностей в пользу князей и дворян, стало обнаруживаться и у бжедухов. На съезде бжедухских князей и дворян торжественно было принято решение о покровительстве Шеретлукам. Объективно это означало перерастание через грани былого племенного деления адыгов сословно-феодальной солидарности их общественных верхов и создание единого фронта адыгского дворянства во имя сохранения и дальнейшего развития зависимости крестьянства.

Движение тфокотлей против произвола, насилий и закрепостительных стремлений дворянства, начавшись с описанного эпизода у шапсугов, вызывало все более и более грозный отклик и у других горских народов. Это заставило вождей дворянско-княжеской коалиции Бат-Гирея и Али-Шеретлука решиться искать поддержку у русского правительства. Воспользовавшись приглашением Екатерины II приехать в столицу в связи с выраженным бжедухскими князьями и дворянами желанием принять русское подданство, в 1795 г. князь Бат-Гирей вместе с двумя делегатами от шапсугских дворян отправился в Петербург. Здесь они встретили самый радушный прием и полное сочувствие к их намерению оружием остановить дальнейшее развитие движения тфокотлей. Екатерина II удостоила личного приема прибывшую делегацию, милостиво беседовала с Бат-Гиреем и Али-Шеретлуком и отдала распоряжение, чтобы атаман Черноморского войска Чепега оказал им вооруженную помощь.

Характерно, что в данном случае правительство Екатерины II сочло возможным открыто действовать оружием на закубанской территории, формально принадлежавшей Турции.

В то время как князь Бат-Гирей с депутатами находился в Петербурге, шапсугские дворяне, укрывшиеся на бжедухской территории, стали совершать отсюда непрерывные вооруженные набеги на шапсугские аулы. Этими нападениями они довели ожесточение шапсугских тфокотлей до предела, и последние стали готовиться к решительной вооруженной борьбе со своими дворянами. Они заключили военный союз с абадзехами и частью натухайцев. Таким образом, блоку шапсугских и бжедухских дворян и князей, объединившихся под эгидой русского самодержавия, противостал единый фронт тфокотлей двух крупных адыгейских племен.

Соединенное народное ополчение двинулось к берегам небольшой речки Бзиюко, находившейся в 18 км к юго-западу от современного Краснодара. Туда же направились и войска их противников. Ополчение бжедухских и шапсугских дворян шло к месту сражения в сопровождении русского отряда численностью в триста человек с артиллерией. В этом месте 10 июня 1796 г. и произошла знаменитая Бзиюкская битва, в которой приняло участие свыше 50 тысяч человек с обеих сторон.

Первый натиск крестьянской шапсугской и абадзехской пехоты на дворянскую конницу, не успевшую перейти в атаку, был настолько силен, что она не выдержала его и покатилась в сторону русского отряда, стоявшего в стороне в резерве. Увлеченные преследованием, во главе со знаменосцами, несколько тысяч тфокотлей вплотную подбежали к каре русских войск, под прикрытием которого сосредоточивалось опрокинутое дворянское ополчение, и здесь были встречены картечью и ружейными залпам. Это решило исход боя. Расстроенные ряды крестьянской пехоты дрогнули и начали отступать к лесной опушке. Общие потери соединенного ополчения тфокотлей превышали 4 тысячи человек. Кроме того, свыше 2 тысяч человек взято в плен. Потери дворянско-княжеского ополчения были значительно меньше, но в конце сражения был убит главный руководитель его князь Бат-Гирей. Смерть Бат-Гирея произвела необычайно сильное впечатление на адыгскую знать, и в песне, сложенной ее певцами, говорилось: «Заплакали бжедухи, потеряв в бою любимого вождя Бат-Гирея; оплакала его и великая царица!»


 

Не приходится удивляться, что открытая поддержка русским правительством интересов адыгской знати сильно вооружила народные массы адыгов против России и создала благоприятную обстановку для деятельности среди них турецких правительственных агентов.

Потерпев поражение в долине Бзиюко, шапсугские тфокотли, однако, не сложили оружия и, используя благоприятные условия горно-лесистой территории, продолжали вести упорную борьбу с дворянством, нашедшую отражение в целом ряде народных преданий, сохранившихся до нашего времени. Она продолжалась длительное время и истощала обе враждующие стороны, сопровождаясь разорением бжедухских аулов, где укрывались шапсугские дворяне и на которые нападали выходившие из лесов шапсугские тфокотли. Это обстоятельство заставило наконец бжедухских князей, терпевших серьезный материальный ущерб, выступить в роли посредников между шапсугскими дворянами и тфокотлями. В результате между враждующими сторонами было заключено соглашение, очень сильно урезавшее права шапсугских дворян, но сохранившее все же за ними часть их прежних привилегий. Соглашение было оформлено на особом собрании, так называемом печетнико-зефес, после того, как дворянам разрешено было вернуться на родину.

В высшей степени характерно, что тфокотли, оговаривая условия возвращения дворян на родину, не потребовали от них отказа от права владения рабами и крепостными. Автор статьи «Бесльний Абат» Хан-Гирей, несколько нечетко называя последних «оброчными», указывает, что они, увлеченные примером тфокотлей, также отказались от повиновения своим владельцам-дворянам и что это по сути дела составило главную потерю дворянства. Однако «народ (т. е. тфокотли.— М. П.) прямо не вступался за этих людей; по крайней мере, он не требовал от дворянства решительного отказа от своих прав над ними; но между тем и не выдавал их владельцам, которые, будучи сами не в состоянии без помощи народа снова покорить их своей власти, потеряли их на самом деле, хотя и до сих пор не отказываются от прав над ними».

Такая ограниченность народного движения «демократических племен» объяснялась огромной заинтересованностью зажиточной части тфокотлей в зависимом труде и боязнью распространения опасного вольнодумства дворянских крепостных на ее собственных унаутов и пшитлей. Имел место в высшей степени своеобразный процесс втягивания части бывших дворянских крепостных в орбиту зависимости от верхушки тфокотлей, который отчетливо наблюдался у шапсугов в последующий период времени.

В результате было достигнуто соглашение на основе серьезного ущемления сословно-владельческих прав и притязаний шапсугского дворянства, но не лишившего, однако, последнего права владения крепостными и рабами. Ограниченность «шапсугской революции», закончившейся политическим компромиссом между верхушкой тфокотлей и дворянством, объяснялась рядом причин. Важнейшей из них было то, что богатые тфокотли не меньше, чем дворяне, были заинтересованы в эксплуатации зависимого труда, а также в торговле, рабами с Турцией. В лице же своих старшин они выделяли новую феодальную прослойку, которая в ходе развивавшихся событий могла пойти на частичную конфискацию дворянских рабов и крепостных, но вовсе не думала покушаться на само существование крепостничества и рабства у адыгов. Вынужденная маскировать эксплуататорские тенденции по отношению к свободному населению общин, она медленно, но устремленно тянулась к власти, проявляя при этом достаточный политический такт по отношению к вчерашним противникам.

Кроме того, социальная солидарность тфокотлей, временно объединившихся для борьбы против военно-феодальной аристократии, не могла преодолеть межплеменной обособленности и вражды, характерных для догосударственного периода в истории народов. Это же помогало старой адыгской военно-феодальной знати сохранять свое значение в качестве вооруженной силы. В результате шапсугские тфокотли, ограничив сословные привилегии дворянства, склонны были, однако, под давлением старшин согласиться на его возвращение с сохранением за ним военных функций. Таким образом, экономические и политические факторы жизни адыгов еще не создали достаточных предпосылок для социального изъятия дворянства из общей структуры адыгейского общества.

Небольшая часть шапсугских дворян во главе с султаном Али-Шеретлуком не примирилась с таким положением и предпочла перейти к русским. Переход был разрешен в 1799 г. личным распоряжением Павла I. Выходцы были поселены в специально основанной для них черкесской станице.

Аналогичное ограничение прав дворянства произошло у натухайцев и абадзехов, только в несколько менее резких формах. Остальные адыгейские народы к началу XIX в. продолжали сохранять привилегии военной аристократии, хотя у них тоже чувствовался назревавший социальный конфликт. Стремясь сохранить сословные права по отношению к тфокотлям при помощи русской администрации, отдельные представители знати в переговорах по этому вопросу с русским командованием не раз демагогически заявляли, что их подданные «хотят установить республику».

Бзиюкская битва, так ярко показавшая политическую солидарность правительства крепостной России и адыгской военно-феодальной знати, была далеко не единственным примером поддержки со стороны русских властей владельческих интересов адыгского дворянства. В 1830 г., когда у князя Алкаса произошло столкновение с абадзехами, которые на основании соглашения с бжедухскими тфокотлями начали запахивать пустующую землю в его владениях, русским командованием ему была оказана вооруженная помощь, и абадзехи были прогнаны.

Вслед за этим такая же вооруженная помощь была оказана Магом-Гирею и другим закубанским князьям. Русские войска, переправляясь с артиллерией на левый берег Кубани, помогали владельцам аулов отбрасывать противников и тем самым наглядно демонстрировали поддержку царским правительством преданных ему адыгейских князей и дворян.

Шапсугское дворянство, вынужденное принять выдвинутые тфокотлями после Бзиюкской битвы условия, в последующий период времени не могло все же с ними окончательно примириться. В течение первых трех десятилетий XIX в. оно пыталось, правда, приспособиться к совместному существованию с поднявшим голову «средним сословием» в новой политической обстановке, но это становилось все более трудным.

Не приходится удивляться, что в сознании русской военной администрации на Кавказе, а также во мнении правительственных сфер царской России все происходившее у адыгов воспринималось как опасное потрясение основ крепостных отношений. Не разбираясь в особенностях социального устройства адыгов, российское правительство подходило к обиженному тфокотлями представителю военной знати с привычной меркой крепостных отношений и рассматривало его как владельца, ведущего борьбу с восставшим крестьянством. Царизм склонен был даже видеть в происходивших событиях проявление ненавистного революционного духа времени, неведомыми путями проникшего в предгорья Кавказа.

В 30-х годах XIX в., сам того не подозревая, на фоне незадолго перед этим подавленного движения декабристов шапсугский «якобинец» доставлял немало забот и беспокойства русскому самодержавию, хотя, как мы видели выше, он совершенно не собирался посягать на существование крепостничества у адыгов. Решительно ограничив дворянские привилегии, он в последующий период лишь в виде наказания дворян за их неблаговидные поступки время от времени стал применять по отношению к ним конфискацию пшитлей и унаутов. С таким положением трудно было смириться, и 30-е годы XIX в. отмечены рядом новых переходов шапсугских дворян в Россию.

В 1832 г. в целях быстрого оказания в случае надобности вооруженной помощи закубанским князьям, жившим близ Екатеринодара, был устроен паром для переброски русских войск через Кубань, и в том же году была оказана очень серьезная военная помощь одному из них — князю Магмету.

1846 г. ознаменовался в жизни шапсугского, а также натухайского дворянства чуть ли не поголовным стремлением уйти в Россию. Напомним, что незадолго до этого натухайские тфокотли, следуя примеру шапсугов, тоже почти совершенно лишили свою военно-феодальную аристократию ее старинных прав, что как нельзя более способствовало объединенным действиям дворянства двух народов.. Большая часть дворян решительно была намерена переселиться поближе к русским укреплениям. Натухайские дворяне наметили местом нового поселения территорию между Гостагаевским укреплением и Анапой, а шапсугские выразили желание поселиться на пространстве от впадения в Кубань Афипса до отделения от Кубани ее рукава — Каракубани. Натухайское дворянство, следуя примеру шапсугского, также выделило собственный политический актив в лице дворян Керзеча Тугуза и Магомета Кайцука, которые, прибыв в Екатеринодар, заверили генерала Рашпиля в единодушном намерении всего дворянства покинуть неблагодарную родину и перейти под покровительство русских властей.

Что же касается настроений широких народных масс шапсугских и натухайских тфокотлей, то последние не сразу поняли коварную цель дворянства, заключавшуюся в том, чтобы, приняв русское подданство, обрушить в будущем на их головы крепостную зависимость. Наоборот, они склонны были видеть во всем происходившем лишь доказательство торжества подымающихся сил своего «сословия».

Однако уже к концу февраля 1847 г. верхушка натухайских тфокотлей осознала гибельные последствия, какие могла иметь для нее отдельная присяга дворян русскому правительству. Она поняла, что дворяне в действительности, переселившись под защиту русских укреплений, постоянно будут возбуждать против тфокотлей русское командование и изображать последних как непримиримых врагов России. Необходимо было срочно парировать намерения дворян, и первым следствием этого было то, что натухайские старшины мудро заставили мусульманское духовенство занять совершенно необычную позицию. На общем собрании шапсугов и натухайцев, обсуждавшем дальнейшие политические перспективы и вопрос об отношении к русским, под их давлением натухайские муллы и кадии вынуждены были заявить, что «...не только с правоверным, преданным неверным, но и с самими неверными поступать неприязненно не следует, исключая военного времени, когда законными государями объявляется война» . Этим, так сказать, подчеркивалась политическая лояльность тфокотлей по отношению к русским и разоблачалась злобная клевета дворян.

Тфокотли постарались пресечь дальнейшие сношения своих дворян с русским командованием. 7 марта в Варениковское укрепление, где находился прибывший туда по приглашению натухайских дворян для переговоров генерал Рашпиль, прискакали взволнованные Тугуз и Карабатыр Керзечи. Они объявили, «что простой натухайский народ, осведомясь об общем дворян намерении, пришел в волнение. Быстро составив собрание до 800 человек и преградив дворянам путь личного сношения с русскими властями, положил не допустить никого из них к исполнению покорного намерения...».

Убедившись в серьезности планов русского правительства и его военной администрации на Кавказе защитить их от посягательств «зазнавшейся черни», шапсугские и натухайские дворяне решили обставить свой переход в русское подданство возможно более выгодно. Они потребовали, чтобы все, кто переселится на новые места, были бы немедленно вознаграждены за убытки, которые они понесут при переселении. Тем же, кто не успеет незаметно покинуть аулы и будет задержан тфокотлямй, должна быть оказана русская вооруженная помощь, под прикрытием которой они могли бы вывезти имущество и крепостных.

Высказав эти пожелания, они затем оформили их в особой декларации, поданной на имя князя Воронцова, в которой указывали: «...в притеснениях своих простой народ натухайский и шапсугский отнял от нас, дворян, подвластных нам 8466 дворов, которых обязал присягою присоединиться к своему обществу, лишив таким образом нас возможности ими пользоваться. По оставшимся от предков наших черкесским обычаям мы имели совершенное право на владение крестьянами, но народ для своей пользы выдумал другой какой-то шариат, на основании коего и отнял подвластных нам людей (подчеркнуто мною.— М.П.). Они забываются перед нами и не придерживаются оставшихся обычаев предков наших и настоящего шариата. За таковые обиды наши и ущербы дозволено бы было нам отмстить им оружием самим собою и с помощью русских войск в разное время. При этом просим, чтобы и бежавшие от нас крестьяне в разное время в Россию были возвращены и отданы своим владельцам».

Князь М. С. Воронцов 1 мая 1847 г. прислал ответ, в котором обещал, что после принятия просителями русского подданства их дворянские права будут полностью сохранены, разрешал им переселиться на избранные им места и свободно выходить к русским укреплениям, расположенным на Черноморском побережье. Кроме того, он обещал им военную помощь при переселении и разрешал мстить врагам, не находящимся «в русском подданстве». Что же касается вознаграждения за понесенные убытки, то Воронцов довольно дипломатично указывал, что «всякий, кто оставляет старое место жительства и переселяется на новое, должен иметь убыток в имуществе, но зато если новое место лучше старого, то убытки сами собою скоро вознаграждаются», и что если к тому же новые подданные русского императора обнаружат должное рвение и усердие на службе ему, то «щедроты его вознаградят за неудобства, связанные с переселениями».

Точно так же не получил желаемого адыгейскими дворянами решения вопрос о их крепостных и рабах, бежавших в Россию в предшествовавший период времени.

Отказ удовлетворить это основное требование дворян сразу же поколебал решение многих из них принять русское подданство, и они снова стали искать примирения со старшинами тфокотлей в надежде сохранить остававшихся у них пшитлей и унаутов, поскольку расчеты на пополнение их числа при переходе в Россию оказались несостоятельны. Стремясь завоевать довольно сомнительную преданность адыгейских князей и дворян, постоянно колебавшихся в своих политических симпатиях между Турцией и Россией, русские власти в то же самое время отталкивали от себя широкие народные массы адыгов и способствовали деятельности на Кавказе иностранных агентов и проповедников мюридизма.

Не приходится в связи с этим удивляться тому, что произошло уже в следующем, 1848 г. Откровенная поддержка русскими властями адыгских дворян в их социальном конфликте с тфокотлями не могла не вызвать резко отрицательную реакцию со стороны последних. Шапсугские и натухайские тфокотли прекрасно понимали, что союз их дворян с русским правительством грозит им не только реставрацией, но и значительным расширением утерянных дво-. рянских прав и преимуществ. Именно поэтому весной 1848 г. развернулось активное движение, вылившееся в настоящий погром шапсугских и натухайских дворян. Ход событий заставил крепко призадуматься русскую военнуюадминистрацию на Кавказе. Можно сказать, что она не предвидела всей серьезности тех последствий, которые произошли в результате занятой ею позиции в борьбе между адыгейским дворянством и тфокотлями. Начинать крупные военные действия в защиту шапсугско-натухайского дворянства на всем пространстве от Анапы до Екатеринодара значило бы разжечь большую войну и вызвать общее вооруженное выступление горцев. Понимая это, местные начальники, лучше ориентировавшиеся в сложившейся обстановке, чем высшее командование, по собственной инициативе повели переговоры со старшинами шапсугских и натухайских тфокотлей, убеждая их прекратить преследование дворян. Одновременно они убеждали самих дворян, остававшихся за Кубанью, селиться между фортом Раевского и Анапой. Однако значительная часть дворян, не успевшая своевременно выйти вместе со своими семьями, скотом и крепостными, испуганная конфискацией имущества дворян, ушедших в Россию, не решалась на это.

Тем временем князь Воронцов счел за благо, не начиная военных действий в защиту дворян, обратиться к старшинской верхушке тфокотлей с воззванием, в котором пытался затушевать истинные причины, толкнувшие шапсугско-натухайских дворян на сделанный ими шаг. Он изображал их действия как следствие простого доброго отношения дворян к русскому правительству и призывал тфокотлей последовать их примеру, принеся верноподданническую присягу императору. Объективно это значило, что в результате происшедших событий шапсугское и натухайское дворянство, вместе взятые, перестали быть той общественной силой, из-за которой стоило бы начинать крупные военные операции.

Кроме того, становился все более и более ясен возросший удельный вес старшинской верхушки адыгейских тфокотлей, поднявшейся на волне антидворянского движения, и ее роль в жизни адыгейского общества. Проводя по обязанности и традиции покровительственную политику по отношению к военно-феодальной знати, они не могли в то же время не считаться с увеличивающимся значением «старшин простого народа». Хотя в действиях народной массы адыгов и было много таких моментов, которые вызывали крайне неприятные исторические ассоциации и аналогии в сознании представителей крепостнического режима царской России, тем не менее без относительно лояльных отношений с простым народом нельзя было рассчитывать на дальнейший успешный ход освоения Кавказа.

Желая поскорее выбраться из этой затянувшейся и крайне неприятной «шапсугско-натухайской истории», в которую вовлек русского главнокомандующего его политический флирт с адыгейским дворянством, князь М. С. Воронцов 10 июля 1848 г. подписал специальное воззвание к «старшинам натухайского и шапсугского народов», в котором предупреждал их: «Когда среди ваших обществ предпринимается учреждение для угнетения ваших братии, единственно за доброе их к нам расположение, мы не можем допустить вас к таким действиям, мы не должны оставить без защиты людей, которые находят пользу свою в сношениях с нами. Предваряю вас об этом, старшины народа, дабы вы не вводили у себя таких вредных для общего спокойствия учреждений. Если вы будете продолжать действовать, как начали, противу людей, в дружбе с нами живущих, то мы вынуждены будем прибегнуть к оружию и истреблять ваши аулы, хлеба, а может быть, построить среди вашей земли крепости, сделать русские поселения и таким образом лишить вас богатых и лучших мест, на коих жили ваши предки».

Как и следовало ожидать, эта декларация князя Воронцова ничего, кроме отрицательных последствий, не имела. Она вызвала враждебное недоверие горцев к русскому командованию, так бесцеремонно вмешавшемуся в их борьбу с дворянством, и оттолкнула в то же время от него и старшин.

Отказавшись от плана освободительного похода за Кубань во имя спасения «угнетенного чернью» дворянства, русские власти продолжали радушно принимать дворян-перебежчиков. Их поселяли в прикубанских аулах, находившихся поблизости от пограничных укреплений, и давали пособия. Большая группа натухайских дворян была поселена в окрестностях Новороссийска.

К этому времени неопределенность поведения адыгейских дворян вместе с их настойчивыми требованиями вернуть беглых крепостных, часть которых была уже зачислена в Черноморское казачье войско, изрядно надоела, и местные власти довольно откровенно заявляли:

«Легче иметь дело с десятком тоховов, нежели с одним узденем». В силу того что русское командование дальше общих деклараций и радушного приема добровольно выходивших на русскую территорию не пошло, а оставшиеся на родине дворяне принесли повинную старшинам, острота дворянского вопроса у шапсугов и натухайцев постепенно сгладилась.

Борьба между дворянами и тфокотлями в XIX в. происходила и у других адыгских народов, принимая различные по остроте формы.

Определяющими моментами покровительственных Отношений со стороны русской администрации к адыгейской дворянско-княжеской знати становились ее открытый переход на русскую службу и участие в военных операциях на стороне русских войск.

У бжедухов, как отмечалось выше, позиции военно-феодальной аристократии были гораздо более прочны. Этим объясняется, что бжедухские князья и дворяне не только удерживали власть, но и оказывали поддержку другим дворянам в их напряженной борьбе с тфокотлями. Однако постепенно и у них все более начало сказываться растущее движение тфокотлей. Вскоре после Бзиюкской битвы, в которой бжедухская знать выступила в качестве силы, возглавившей адыгейскую феодальную реакцию, бжедухские тфокотли перешли в наступление на своих князей, тляко-тляжей и уорков. Борьба эта началась с отказа тфокотлей от выполнения лежавших на них повинностей и вооруженного отпора отдельным владельцам. Постепенно нарастая, она привела к тому, что к половине XIX в. созрели предпосылки для общего широкого восстания.

Чувствуя неизбежность приближающихся событий, бжедухская аристократия попыталась закрепить при помощи русских властей свои социальные позиции, создав особый феодально-аристократический орган управления общеплеменного значения.

В декабре 1853 г. князья и дворяне подали докладную записку, в которой просили о создании у бжедухов особого дворянско-княжеского суда.

Проект этот, составленный при непосредственном участии бжедухской феодальной знати, по существу передавал все функции административного управления и суда в руки дворянско-княжеской верхушки. Общее же наблюдение и контроль за деятельностью суда оставались в руках русской администрации. В декларативной части проекта говорилось, что с целью «обеспечения общественного порядка и правосудия в населяющих левую сторону Кубани племенах: хамышеевском, черченеевском и хатукаевском — учреждается, в каждом из них, суд присяжных — тгарко-ххас». У хамышеевцев суд присяжных должен был состоять из двух князей (один из них из фамилии Гаджимока, другой из фамилии Крымчериоко), одного султана, восьми дворян (четверо из которых должны были быть представителями от княжеских аулов «пшечеу» и четверо от дворянских «воркокадж») и одного эфенди. У черченеевцев суд состоял также из двух князей (один из фамилии Мишеоста, а другой из фамилии Пшенукино), восьми дворян и одного эфенди. Единственным отличием от хамышеевского суда здесь было то, что в составе его не представлялся султан. Что касается хатукаевцев, то в силу их малочисленности суд у них предполагалось составить из одного князя, двух или трех дворян и одного эфенди.

Функции этого суда сообщали ему характер административно-полицейского органа. На него возлагались «неусыпное наблюдение за внутренним спокойствием и благочинием, объявление и приведение в действие всех распоряжений русского начальства, представление русскому начальству о народных нуждах и потребностях и посредничество между русским начальством и своими обществами». Члены суда были облечены большими полномочиями: достаточно указать, что всякого бжедуха, обратившегося с жалобой непосредственно к русским властям, последние должны были предварительно отослать к членам суда для разбора его дела. Только в случае повторной жалобы на неправильное решение суда русская администрация могла потребовать от членов его соответствующих объяснений, и, если выяснялось, что дело жалобщика было действительно разобрано пристрастно и несправедливо, местным начальникам предоставлялось право «дать ему законное направление». В противном же случае они обязаны были принудить «жалобщика к беспрекословному выполнению решения суда».

Кроме того, члены суда должны были выявлять тех, кто вступал в сношения с враждебными русскому правительству лицами, и немедленно передавать их в руки властей. Проект возлагал на членов суда также ответственность за недопущение тайного провоза с русской стороны Кубани запрещенных товаров (оружие, порох, железо и соль). Они же должны были не допускать занятий земледелием «непокорных горцев» на своей территории.

Характерным моментом проекта было то, что, облекая столь большим доверием и правами адыгейских князей и дворян, он учитывал в то же время и необходимость некоторого обуздания их произвола. Русское командование внесло в проект ряд пунктов, составленных исходя из признания остроты социальных противоречий у бжедухов. Оно не могло не считаться по военно-тактическим соображениям с фактами глубокого возмущения и недовольства широких масс адыгейского народа бесконечными насилиями князей и дворян, в силу чего члены суда обязывались обеспечивать «воздержание князей и дворян от злоупотреблений их прав и преимуществ в отношении к простолюдинам». Под злоупотреблениями следовало понимать «всякие самопроизвольные, несправедливые и насильственные действия в отношении к простолюдинам, как, например, незаконный захват их собственности или наложение незаконной повинности».

Одновременно с этим проект категорически запрещал тфокотлям «всякое непризнавание действительных прав и преимуществ князей и дворян и ослушание против них в исполнении того, что народными обычаями повелено и установлено». Суд обязывался побуждать «простолюдинов к точному и беспрекословному выполнению ими законных обязательств в отношении к князьям и дворянам». В заключение подчеркивалось, что «оба сословия, как владетельное, так и подвластное, должны для обеспечения порядка и спокойствия строго соблюдать и уважать взаимные свои отношения, освященные временем и утвержденные народным обычаем».

Определяя общий порядок отношений адыгейской феодальной верхушки и народной массы, проект не мог не коснуться также и отношений бжедухских князей и дворян с русским правительством. Особенно интересны правила, которые предусматривают возможность случаев измены и принятие изменившими повторной присяги. Изменивший дворянин или князь мог получить полное прощение только, тогда, когда он «прослужит не менее двух лет в Варшаве или других отдаленных местах и доброю службою загладит преступление измены».

Таким образом, высшее русское командование по-прежнему упорно продолжало рассматривать князей и дворян в качестве вершителей судеб адыгейского народа. Однако русские власти не могли не замечать и игнорировать все более растущее значение старшинской верхушки тфокотлей—тоховов. С нею им постоянно приходилось сталкиваться, вести переговоры и устанавливать определенный круг взаимоотношений. И там, где в 20— 40-х годах XIX в. эта верхушка сумела окончательно занять ведущую политическую роль, местное начальство, не стесняясь, гримировало ее в официальной переписке с вышестоящими инстанциями под старое адыгейское дворянство. Это вполне устраивало обе стороны. Влиятельный шапсугский или натухайский старшина не возражал против того, чтобы его именовали «почетным», «почитаемым соотечественниками» и даже «дворянином». Казачье же войсковое начальство, считаясь с конкретной обстановкой и реальными жизненными фактами, тем более не склонно было ломать себе голову. Без всякой тени смущения оно использовало влияние старшин и находило это для себя весьма удобным. Войсковые власти, несмотря на время от времени повторявшиеся окрики из Петербурга, были готовы даже надеть на их плечи русские офицерские эполеты. Отдельные представители казачьей администрации весьма откровенно высказывали мысль, что от этих офицеров куда больше будет пользы, чем от прапорщиков и поручиков потомственного дворянско-княжеского происхождения. Но Петербург оставался Петербургом, и оттуда постоянно напоминали о том, чтобы при ходатайствах о производстве в офицерские чины кавказское начальство ни в коем случае не представляло бы лиц «податного состояния».

Атаман Черноморского войска генерал Кухаренко в конце января 1854 г. разослал за Кубань гонцов бжедухских сословий для обсуждения проекта «тгарко-ххас». К 15 февраля большое количество адыгейских дворян и князей прибыло в Екатеринодар. Несмотря на всю торжественность, какую стремились придать этому совещанию войсковые власти, дело шло плохо.

Прежде всего выяснилось, что тфокотли демонстративно отказались прислать своих депутатов.

Таким образом, совещание прошло при полном отсутствии представителей «простого сословия» бжедухов. 18 февраля оно было распущено, не дав тех результатов, на которые рассчитывали как адыгейская знать, так и русское командование. Дворянско-княжеская конституция бжедухов, которая должна была утвердить господство адыгейской знати над массой тфокотлей, повисла в воздухе.

Политический саботаж тфокотлей, сорвав екатеринодарское совещание, ликвидировал вместе с тем и законодательную попытку русских властей остановить падение политической роли и значения старой адыгейской военно-феодальной аристократии. После этого последней ничего более не оставалось делать, как, вернувшись домой, перейти от конституционно-политических дебатов и деклараций к обычной практике вооруженного воздействия на непокорных подвластных. Однако так долго продолжаться не могло.

В 1856 г. выведенные из терпения тфокотли потребовали от князей и дворян полного отказа от их феодальных прав и привилегий. Как и следовало ожидать, в результате развернулась жестокая вооруженная борьба. Решающее сражение между дворянско-княжескими войсками и ополчением тфокотлей произошло на левом берегу Кубани, возле аула Понежукай. В этой битве, известной у адыгов под именем Пшиоркзауо, войска бжедухской знати потерпели полное поражение. Большое число дворян было убито и захвачено в плен. Из числа плененных уорков тфокотли даровали жизнь и позволили поселиться на прежних местах только тем, которые торжественно поклялись навсегда отказаться от своих владельческих прав. Все остальные князья и дворяне покинул родину и расположились отдельным аулом на р. Уанабот притоке р. Чибий.

Сын последнего владетельного бжедухского княз: Тархана Хаджимукова, офицер 1-го Екатеринодарского полка Кубанского казачьего войска, так рассказывает об этих событиях: «Вспыхнула революция, причем многие князья и дворяне поплатились жизнью, а другие бежали и отдались под защиту русских».

Народы Западного Кавказа (По неизданным запискам природного бжедуха князя Хаджимукова). С. 47—48.

В 1858 г. бжедухи приняли решение официально перейти в русское подданство. Ведя переговоры по этому поводу с русским командованием, бжедухские старшины от имени всех тфокотлей выставили условие, чтобы никого из изгнанных бжедухами «пше, тляхотлежей и уорков вновь к себе не принимать». В следующем году они обратились с особым письмом к «Русскому народу», в котором, развивая выдвинутые требования, писали, чтобы русское начальство не доверяло их князьям и дворянам, «...потому что они есть не что иное, как обманщики. То, что они вам говорят, то же передают и нам. Изменщики — то же, что они делают против нас, то же самое делают и против вас» .

Высказав столь нелестное мнение относительно морально-политического облика своей феодальной знати, бжедухские «почетные граждане», переходя к деловой стороне вопроса, решительно рекомендовали вслед за тем русским властям «...умертвить их вероломных дворян или изгнать их из русских владений, так как только тогда водворится мир между черкесами и русскими», а русские найдут в лице бжедухов «не дворян, а искренних и приверженных людей».

Для местной администрации факт социально-политического заката старой бжедухской аристократии был совершенно ясен. В силу этого она, исходя из соображений скорейшего урегулирования отношений с бжедухами, сочла разумным прислушаться к голосу «почетных бжедухских тфокотлей». Это, однако, вызвало бурю негодования бжедухских князей и дворян.

Вскоре адыгейские князья и дворяне, жившие на р. Уанабот, были переселены под прикрытием русских войск на левый берег Кубани и водворены здесь в особом ауле, построенном напротив бывшего Малолагерного поста. Аул этот получил название Тлюстенхабль (дворянский).

 

Смотрите также:

раздел Краеведение

"Что мы знаем друг о друге" - очерк о народах Кубани

старинные карты: платные и бесплатные

описания маршрутов

 


Комментариев нет - Ваш будет первым!


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: Дecять плюc 3 добавить ceмь (ответ цифрами)