Общий список достопримечательностей ::: Обзор маршрутов по Архызу.
Автор материала - Николай Денисович Бондарев
М19. Станица Зеленчукская - аул Архыз (шоссе, 48 км).
М20. Нижняя Ермоловка - балка Кривая - городище "Шпиль" - р. Кяфар (тропа, 1-2 дня).
С развалинами средневекового аланского городища можно познакомиться в экскурсии из Нижней Ермоловки или в маршрутах по ущелью р. Кяфар (М67). Для этого лучше иметь два дня, чтобы как следует разглядеть заросшие деревьями руины, представить себе жизнь тысячелетней давности.
В Нижней Ермоловке за кладбищем находим набитую тропу в тенистом буково-грабовом лесу. Одолев 100-метровый подъем, идем левым склоном балки Лычовой. Через 45 мин подходим к развилке дорог. Тракторная колея сворачивает налево на г. Мыцешта, а наша тропа идет на запад и через полчаса приводит к пруду заброшенного ныне с. Верхняя Ермоловка. Уютную равнину с березовыми рощицами окружают мягкие увалы, покрытые густой курчавой зеленью буковых лесов. Проходим улицу селения и на окраине сворачиваем влево к уже близкой балке Кривой. Тропа едва заметна. Спуск на дно балки очень крутой, лучше найти старую тропу.
Городище находится на высоком лесистом хребте, отделяющем р. Кривую от р. Кяфар. Ближе к слиянию этих рек на хребте выделяются две вершины. Более высокая, южная, называется Ордан, северная - Шпиль. Городище занимает ее склон со стороны р. Кяфар. Мавзолеи находятся у верхушки г. Ордан. Между ними густой лес с подлеском, в котором трудно продвигаться и ориентироваться. Нелегок и подъем к мавзолеям. При наличии времени все-таки интересно пройти лесом, поискать дорогу, соединявшую когда-то городище с могильниками.
По дну балки нетрудно спуститься к устью р. Кривой. Справа увидим древний карьер. Здесь вырубали известняковые блоки для строительства. Заметная дорога поднимается по склону г. Шпиль. Раньше постройки начинались на берегу р. Кяфар. Теперь они разобраны до основания. Отсюда солдаты Тенгинского полка в 1843 г. брали камень для строительства Надеждинского укрепления (теперь станица Сторожевая). Вывозили камень жители долины и в XX в. Верхнее городище расположено в сотне метров над Кяфаром.
Вся вершина г. Шпиль в древности была занята городищем, там видны руины разрушенных каменных зданий, сложенных насухо из тесаного камня. Стены некоторых домов сохранились настолько хорошо, что видны отдельные комнаты и входы в них, не хватает только рухнувших перекрытий. Кое-где угадываются улицы и переулки.
Со стороны речной долины городища был устроен детинец -каменное укрепление в виде толстой стены (2,7 м), сейчас ее высота достигает 3 м. В центральной части находится ровная площадка. Заметна небольшая городская площадь с маленькой церковью. Неподалеку возвышается массивная скала, а около нее скальный останец с совершенно отвесными стенками ("столб" толщиной 2 м, высотой 10 м). Наверху "столба" видны следы кладки. Возможно, это был парапет, а сам "столб" выполнял функции сторожевой башни.
Не менее интересна и сама скала, куда ведет высеченная широкая лестница. Если мы поднимемся по ней, то окажемся на небольшой площадке. Прямо против нас - "столб". Не исключено, что на него перебрасывался легкий деревянный мостик, который в случае опасности убирался.
Справа на самом краю головокружительного обрыва к Кяфару видим огромную плиту песчаника, стоящую на четырех камнях (стол на четырех ножках). Рядом лежал камень с выбитыми на нем нерасшифрованными знаками в виде лунок, так называемый "чашечный" камень. Очевидно, скальная лестница вела на возвышенность, имевшую важное общественное значение. Может быть, на этой площадке совершались языческие культовые обряды? На "стол" приносились жертвы, а на "столбе" разжигали огонь в честь древнего бога огня и солнца. А может быть, здесь на совет собирались старейшины и решали насущные вопросы жизни народа, вершили суд, а осужденных на смерть сбрасывали в кипящий внизу Кяфар. Полагают, что в городище "Шпиль" (назван так из-за необыкновенного "столба") жизнь угасла в XII в.
Если не получится пройти к могильникам на г. Ордан через лес, нужно спуститься в балку Кривую и вдоль воды пройти около 1 км до места, где балка под прямым углом поворачивает на юго-восток. Отсюда по крутой тропинке 200-метровый подъем через заросли. Всюду на склоне между деревьями попадаются разрушенные гробницы из тесаного камня. Нет никакого сомнения, что здесь было кладбище городища "Шпиль". В его южной части, на поляне, находится самое интересное место - 11 уникальных погребальных сооружений. В литературе они получили название дольменообразных склепов, поскольку похожи на дольмены эпохи бронзы, распространенные на Черноморском побережье и Северо-западном Кавказе во 2 тыс. до н. э. (см. дольмены Пшады)
Одни археологи считают дольмены балки Кривой средневековым воспроизведением древних форм; другие, что это дольмены эпохи бронзы, но реставрированные в средневековье. Их особенность - наличие орнаментов и рельефов, нанесенных на каменные плиты специальными инструментами. Здесь открывается мир средневекового искусства горцев. Часто встречаются концентрические окружности, иногда с крестами, как и на найденных каменных плитах в Нижней Ермоловке. Эти символы, очевидно, отражали существовавший в те времена языческий, шедший из глубокой древности культ солнца и огня. Два ряда находящих друг на друга треугольников можно объяснить как изображения параллельных хребтов. Может быть, это знак благодарения миру гор, наконец давших надежную защиту племени. Наверное, только постоянной опасностью можно объяснить то, что городище было построено на вершине каменной горы.
Одна из передних плит длиной 2,5 м покрыта не углублениями, а рельефно высеченными узорами, будто рябь на воде от брошенных камешков.
Главный мавзолей в 1956 г. был разобран, вывезен и теперь находится во дворе краеведческого музея г. Ставрополя. Он выделяется своей массивностью (длина 3,05 м, высота 1,9 м). Лишь передняя стена с округлым отверстием была монолитной, остальные стены - составные. Отдельные плиты удерживались системой пазов и выступов. Уникальны рельефные изображения, покрывающие все девять плит, - кресты, фигуры людей и животных. Языческие элементы переплелись с христианскими, фольклорные сюжеты - с историческими, а все вместе ярко показывают быт героической эпохи перехода от общества "военной демократии" к раннефеодальному обществу. Направленность изображений - прославление деяний захороненного в мавзолее героя, царя Алании или выдающегося феодала.
Комментарии:
Сообщение от: Ediv KozeАрхыз не аул, а поселок.
Сообщение от: Эдуард Чернопятов
Имеет место оба статуса. исторически это аул. В документах встречается "поселок" Когда я там работал, а также в Даусузе, расположенном недалеко, оба населенных пункта назывались аулами. а Нижняя Ермоловка селом