Атаги Новые, Атаги Старые

Атаги Новые, Атаги Старые - крупные современные селения в республике Чечня, находятся, соответственно, на левом и правом берегу р.Аргун. Атаг1а на чеченском языке означает – «долина реки»


В этой словарной статье рассказывается как можно объяснить или перевести на русский язык происхождение названия Атаги Новые, Атаги Старые . Данная расшифровка (объяснение) этого топонима приводится по книги А.В. Твердого "Топонимический словарь Кавказа".


Данная страница - часть справочника по топонимике Кавказа, доступного на нашем сайте. Также Вы можете скачать версию этой базы данных для использования на компьютере.

Возможны, и даже наверняка есть опечатки и неточности, вызванные как сканированием, так и последующей обработкой. В одиночку все их "выловить" сил не хватает, но Вы можете сообщить мне о таковых - я исправлю.Также по причине того, что в данном сборнике словарных статей собраны книги нескольких авторов возможны различные толкования одного и того же названия - это нормально - в споре рождается истина. Буду благодарен за присланные дополнения, уточнения и другие произведения по топонимике


Комментарии:

Сообщение от: Апаев Муслим
Атаг1а (Атог1а - означает слово урани,а слво Тог1 (волна) и чу (направление к месту или место) т.е. место волны, отсюда следует место где волна уронила берег, что и подразумевается "низовье реки"

Другая версия слово Атаг1и пишется, а слышится и говорится Атахи т.е. слово Ата (спокойная) хи (вода) значит вода текущая по ровному месту-равнине. Либо слово Ата также означает дробить, что можно перевести как дробящая вода.

Отсюда и произошло слово Атаги. Старые и Новые Атаги перевели неправильно, в чеч. яз. переводится как Большие и Малые Атаги.


Сообщение от: Апаев Муслим
Йоккха Атаг1а, Сехьа Атаг1а (Большие Атаги, С этой стороны Атаги, Старые Атаги) - крупное современное селение в 10 км к югу от Грозного, на левом берегу реки Аргун, напротив Малых Атагов или потусторонние Атаги (Жима Атаг1а, Дехьа Атаг1а). В основу названия могли лечь два выше названных компонента. Атаг1а сегодня называется на чеченском языке - «долина реки».
В селении Старые Атаги в настоящее время проживают представители различных этнических родовые общества, спустившиеся в разное время из Аргунского ущелья: Саттой, пхамтой, келой, нихалой,ваштрой, хаккой, чинхой, зумсой, тумсой, макажой,гендар-ганой, эгашбатой, чунгурой, шикарой, терлой, хилдехарой, цада-харой. варандой.
Село Старые Атаги самое крупное сельское поселение на территории ЧР, где проживают почти все представители чеченских тейпов.
Село Старые Атаги расположено примерно в центре Чечни в предгорной зоне. Оно протянулось по левому берегу реки Аргун. На противоположном берегу стоят сёла Новые Атаги и Чири-Юрт. В восьми километрах южнее, уже в окружении гор, на берегу той же реки стоит село Дуба-Юрт. Сразу за ним начинается Аргунское ущелье.
Проходящая вдоль Старых Атагов автомобильная трасса ведёт с севера из Грозного на юг через Аргунское ущелье в горный Шатойский район. Другие дороги, также проходящие через это село, ведут на восток в районный центр г. Шали и на запад в районный центр город Урус-Мартан, а так же в ряд крупных предгорных сёл.
Несмотря на то, что четыре выше названных села расположены рядом и живут во многом общей жизнью, административно они относятся к разным районам. Старые Атаги – к Грозненскому сельскому району, Новые Атаги, Чири-Юрт и Дуба-Юрт – к Шалинскому району.
Старые Атаги и его жители играли видную роль в истории чеченцев. Это одно из древнейших поселений на территории Чечни. Оно было крупным населённым пунктом уже в ХVI в. В связи с событиями начала XVII в. Старые Атаги упоминаются в книге Аббаса-Кули-Ага Бакиханова «Гюлистан-Иран»,написанные на основе арабо-язычных документов и изданной в 1926г .
В 1826г у села произошло одно из самых жестоких сражений Кавказкой войны, не выявившие победителя. Русской армией командовал герой отечественной войны 1812г генерал А.Ермолов. Чеченские отряды возглавлял один из прославленных руководителей горцев того периода Бейбулат Таймиев.
Исторической примечательностью села является, что после 25-ти летнего противостояния в Кавказской войне, в 1844 году в южной части села была воздвигнута крепость «Воздвиженская» названная предгорными вратами.
В западной стороне села стоит памятник герою гражданской войны Асламбеку Шарипову (на месте его гибели), а центральная улица села названа именем героя Великой Отечественной войны Хампаши Нурадилова.
Защитники Брестской крепости: Анзоров Зайна, Бекаев Султан, Садаев Андарбек, Берсанукаев Абду-Хамид, Кантаев Магомед. Эдилсултанов А. Братья Сербиевы Раид и Салман, Назыров Шама.

В конце XIX-началеXX века Старые Атаги играют важную роль в общественно-политической и культурной жизни Чечни. В XIXвеке село служило местом всенародных военных игр и состязаний певцов-илланчей и наряду с Чечен-Аулом – местом заседания совета старейшин. Не даром именно здесь в 1917-1919гг заседал чеченский меджлис (парламент), в работе которого участвовали авторитетные богословы, общественные деятели, промышленники, представители интеллигенции.

В период с марта по апрель 1917 г. в Чечне и Ингушетии создаются «национальные советы» из представителей интеллигенции, промышленной буржуазии, купцов и мулл.
В январе 1918 г. Чеченский национальный совет был переизбран. В его состав вошли в основном противники Октябрьского переворота и советской власти во главе с Ахметханом Мутушевым, которого вскоре сменил Ибрагим Чуликов. Этот совет стал известен под названием «Атагинского национального совета», так как местом пребывания его являлось село Старые Атаги. Село Старые Атаги считалось «контрреволюционным аулом». В расположенном же примерно в десяти километрах на запад селе Гойты располагался «Гойтинский революционный совет».
Чеченский национальный совет заседал в Атагах с перерывами с марта 1917 до конца лета 1919 г. В сентябре 1919 г. на базе Национального совета был создан Комитет по очищению Чечни от большевиков. Председателем его стал Ибрагим Чуликов.
В 44 -53 годы с. Старые Атаги являлось районным центром – «Предгорный район»
Старые Атаги- родина многих выдающихся личностей, оставивших след в истории и культуре чеченского народа. Это политические, общественные и военные лидеры Тугум Тучиров жил в первой половине XVII в., между 1604 и 1658 гг. Он возглавил восстание атагинцев против кабардинского князя Хасбулата, который правил в ряде чеченских сел. В решающем сражении атагинское ополчение разгромило княжескую дружину, Када Каурнакаев жил во второй половине XIX в. и был известен как народный заступник, борец за правду и справедливость, Ибрагим Чуликов – высокообразованный либерально настроенный интеллигент, землевладелец. Вместе с Ахметханом Мутушевым, Тапой Чермоевым и шейхом Али Митаевым боролся за создание независимого северокавказского государства (Горская республика). Принимал активное участие в просвещении чеченского народа. В период Гражданской войны делал все, чтобы спасти чеченские аулы от разгрома как со стороны деникинцев, так и большевиков. В 20-е гг. вместе с Тапой Чермоевым эмигрировал за границу и до конца жизни разоблачал политику коммунистического режима в СССР, Ахметхан Мутушев родился в семье офицера царской армии. Окончил Петербургское артиллерийское училище. Потом уже в звании подполковника получил юридическое образование (юридический факультет Харьковского университета).
В обращении к «интеллигентным мусульманам» Кавказа А.Мутушев призывал помнить, что «народности, из которых мы вышли, имеют право рассчитывать на ваше культурно-экономическое служение их священным интересам». Он обличал деятельность царской администрации на Тереке. В статье «Карательные экспедиции в Ингушетии и Чечне» А.Мутушев писал о «невыносимом положении туземного населения, которое задыхается в удушливой атмосфере беспримерного попрания общечеловеческих прав и всей экзекуционной системы правления краем».
После Февральской революции Ахметхан Мутушев – член Чеченского национального совета и одновременно председатель Грозненской городской думы. Репрессирован как буржуазный интеллигент в 1937 г. Умер в 1943 г. в ташкентской тюрьме, Исмаил Мутушев (брат Ахметхана Мутушева) после окончания горской школы и военного училища работал писарем в крепости Воздвиженской. Известный общественный деятель, народный учитель. Публиковал в газетах статьи на темы просвещения народа и защиты его интересов от посягательств колониальной администрации. Погиб в годы Гражданской войны (Туркаев Х.В. О некоторых особенностях развития общественно-просветительской мысли чеченцев и ингушей в 1890–1917 годы // Русская художественная культура и вопросы духовного наследия чеченцев и ингушей. Грозный, 1982. С. 101), генерал Эрисхан Алиев- заместитель командующего Добровольческой армией А.Деникина, религиозный деятель Юсуп-Мулла, Таймиев Усман (Тямби-Усман). Сление Атаги является местом поселения представителей рода Курайш – пророка Мухамеда.
Здесь родились известные деятели искусства и литературы: танцор Махмуд Эсамбаев, писатели Ахмад Нажаев, Магомед Сальмурзаев, Халид Ошаев, Абдул-Хамид Хамидов , Хамзат Яндарбиев, Сельмурзаев Магомед, а также первая летчица-чеченка Ляля Насуханова и ее отец Шамилев Андарбек – первый министр радио – вещания ЧИАССР. Хамидова Зулай-профессор филологических наук, Татаев Ильяс режиссер.
Спектакль поставленный по произведению писателя Абдул-Хамид Хамидова - «Бож - Али» по сей день остается классикой чеченских традиционных отношений.


В Чечне – отличные клинки для шашек,
Лучшие мастера прежде жили в Ятаге (Атаги)
Генерал Д.В.Пассек. 1841г.


Крупными центрами по изготовлению холодного оружия были аулы Большие Атаги и Малые Атаги.2
Этот факт в 1897 году подтверждает и Г.А.Вертепов: «...Еще в самое недавнее время во многих аулах Тер¬ской области выделывались очень порядочные клин¬ки; наибольшей известностью пользовались клинки атагинских мастеров, попавшие даже в казачьи пес¬ни».3
В старинной казачьей песне есть слова: «Кинжал Базалая, булат Атаги».

В Старых Атагах функционировали три школы, больница, три детских сада. По указанию Президента Рамзана Ахматовича восстанавливается дом культуры им. Махмуда Эсамбаева (построенный немецкими военнопленными в стиле Римской архитектуры), а так же общественный спорт зал.
Село Старые Атаги "в старину являлось местом ежегодных встреч сказителей, певцов, музыкантов, танцоров, канатоходцев.
Моллин барз (Моллин барз) «Моллы курган». Мощный средневековый курганный могильник в одном километре к западу от селения, южнее трассы Атаги-Гойты. На этом кургане стоит обелиск герою гражданской войны Асланбеку Шерипову, который погиб в бою под Воздвиженской в 1919 году.
Зуъйза йоьллина барз (Зюйза ёллина барз) «Зюйза где закопан курган». Мощный курганный могильник на юго-западной стороне Атагов, на востоке от селения Алхазурово, севернее дороги Атаги-Алхазурово. Зуъйза, зуз, зуъз - на древневайнахском языке «казна», «сокровище», адекватное ингушскому ганз.
Уманан барз (Уманан барз) «Умана курган». Курганный могильник на западе селения. Первая часть Уман остается неясной.
Шу т1е (Шу те) «Террасе на». Древняя терраса реки Аргун, проходит по западной стороне селения с юга на север к Ханкаль-скому ущелью.
Сух1айпан т1ай (Сухайпан тай) «Сугаипа мост». Висячий мост через Аргун, на северной окраине.
Иаькхнашка (Гякнашка) «Мишеням к». Древнейший (военный) полигон, где лучшие стрелки собирались на состязания в стрельбе и искусстве верховой езды. В течение века здесь собирали пулевой свинец и сбывали в Дагестан для применения в гончарном производстве.
Чахкар (Чаххера или Чарх-хера в переводе мельница) - место в 2 км к юго-западу от Атаг1а, где в находилось поселение (мельников ниже названных) выходцев из Старых Атагов в начале X1X века здесь было заложено военное укрепление «Воздвиженское», разрушенное в годы гражданской войны.
Асланбекчуртие (Асланбеканчуртие) «Асланбека памятнику к». Мемориальный памятник на месте гибели вождя чеченской бедноты, героя гражданской войны Асланбека Шерипова.
Басие кхурие (Басие кхурие) «Склона груше к». Топоним указывает на то, что терраса древней долины Аргуна, проходящая по западной окраине селения, в давние времена имела довольно большую крутизну и высоту, что позволяло называть ее басие -склон, и что на этом склоне стояло одинокое грушевое дерево или грушевая роща. Ныне по этой террасе проходит лесная полоса.
Бешишка (Бешишка) «Лугам к» Ровные поля на западной окраине села.
Жог1 чу (Жог чу) «Гравия (лощина)». Карьер на северо-западе селения.
Татол йистие (Татол йистие) «Канала у берега». В современном понятии татол - канал, отведенный от основной реки для орошения.
Тог1и чоь (Тоги че) «Долины лощина» или "Место волны" . Урочище на северной окраине села.
Ханкальский оросительный канал - то же, что и Аргунский оросительный канал. Отходит от реки Аргун на юг и идет через Ханкальское ущелье в сторону Грозного. Одна из его веток поворачивает на северо-запад и идет в Урус-Мартан и Гойты.
Кино яьккхина барз (Кино яккхина барз) «Курган, с которого снимали кино». Расположен на юге селения Атаги, по-над левым берегом реки Аргун.
Олхазар-к1отара боьду некъ (Олхазар-котара беду нек) -дорога, идущая в село Алхазурово.
Чуьйрийн-эвла боьду некъ (Чюйрийн-эвла беду нек) «Дорога, идущая в Чир-Юрт». Поворачивает от трассы Грозный -Шатой на восток и проходит через реку Аргун.
Куоканан куолл (Куоканан куолл) «Терновый кустарник». Расположен по левому берегу реки Аргун, на юге селения Атаги.
Нал такхийна чоь (Нал такхийна чё) «Лощина, где волоком тащили кабана». Южнее села, на северных отрогах хребта Чех-кархойн арц.
Варш йистие (Варш йистие) «Край опушки». Напоминает о том, что в давние времена здесь находились дремучие леса. Ныне - поля совхоза «Атагинский».
Цанийн меттиг (Цанийн меттиг) «Покосов место». Ровные поля на западе. Раньше здесь были сенокосные угодья.
Пазкхийн кешнаш (Газкхийн кешнаш) «Казачьи кладбища». На правой, северной стороне трассы Грозный - Шатой, в 500 метрах от поворота в селение Алхазурово.
Г1ала лаьттинчу (Гала ляттинчу) «Крепость где стояла». На западе от поселка «Аргунский оросительный канал», направо от трассы Грозный - Шатой. Здесь находились солдатские казармы крепости Воздвиженской.
Хен барз (Хен барз) «Дозорный курган». На юго-западе от Атагов.
Т1о-г1алин казарма (То-галин казарма) «Каменной крепости казарма». Урочище по-над левым берегом Аргуна, на юго-западе Атагов.
Т1о-г1ала (То-гала) «Каменная крепость». В районе урочища Чехкара лаьттинчу.
Чехкара лаьттинчу (Чехкара ляттинчу) «Чехкара (где) стояла». Поля совхоза «Атагинский», южнее опытной сельскохозяйственной станции.
Аргунский оросительный канал - поселок, где живут рабочие и служащие Аргунского оросительного канала, на перекрестке дорог Грозный - Шатой - Чири-Юрт.
Органан т1ай (Органан тай) «Аргунский мост». По дороге в Чири-Юрт. Современный мост через реку Аргун, соединяющий дорогу Грозный-Шатой с цемзаводом и рабочим поселком Цем-завод.
Чехкархойн к1отар лаьттинчу (Чехкархойн котар ляттин-чу) «Чехкаринский хутор (где) находился». В районе Чехкара лаьттинчу, на западе от поселка «Аргунский канал».
Пасхин к1отар лаьттинчу (Пасхин котар ляттинчу) «Где стоял хутор Пасхи». Так называется урочище между поселком «Аргунский оросительный канал» и МТФ совхоза «Атагинский», на левом берегу Аргуна. Пасха - соб. имя.
Тур тоьхна т1улг (Тур тёхна тулг) «Мечом (раненый) расколотый камень». Урочище на левой стороне дороги, идущей от Атагов до Гойт, где на памяти старожилов лежал довольно большой валун, по преданию, «раненный» нартом ударом меча. Валун этот, как рассказывают информаторы, «из-за своей тяжести погрузился в землю».
Укин хьерие (Укин херие) «Уки мельнице к». Урочище на южной окраине села. Ука - соб. имя. (В месте расположения Чехкар (черх хер- водяная мельница)
1ункар некъ (Ункар нек) «Крутая дорога». Некогда спускалась с террасы левого берега к реке Аргун.
Айма лаьттинчу (Айма ляттинчу) - урочище, где раньше находился пруд. На повороте от дороги в село Алхазурово.
Ма1ин хьерие (Майн херие) «Мельница». Урочище на южной окраине села. Ма1а - соб. имя.
Булкх юххие (Булкх юххие) «Родника рядом (около)». На юге села, мощный источник на северном склоне хребта Чехкархойн арц, используется для питьевой воды в пионерских лагерях и поселке «Кордон» Место где до XVIII века было расположено село Атаги.
Байсаран ирзие (Байсаран ирзие) «Байсара поляне к». Урочище на юге села. Байсар - соб. имя.
Ц1оккий, Моккий 1ийна меттиг (Цоккий, Моккий ийна меттиг) «Место, где жили Цокка и Мокка». Урочище на южной окраине села. Цокка и Мокка - редкие соб. имена.
Чехкархойн кешнаш (Чехкархойн кешнаш) «Чехкархойцев кладбище». Урочище к востоку от поворота в село Алхазурово (на краю обрыва, по-над левым берегом Аргуна).
Дудин юрт лаьттина меттиг (Дудин юрт ляттина меттиг) « где находилось поселение Дуды». На северной окраине села, на левом берегу реки Аргун.
Ферме - мол очно-товарная ферма на юго-зап. окраине села.
Опытная станция - современный рабочий поселок по дороге между селением Атаги и Аргунским оросительным каналом.
Говраш лаьттина барз (Говраш ляттина барз) «Лошади где стояли курган». На северо-западе селения.
Дудин юртхойн кешнаш долчу (Дудин юртхойн кешнаш долчу) - урочище на северной окраине селения, где некогда находилось кладбище жителей Дуди-Юрт. Левый берег Аргуна.
Чехкархойн арие (Чехкархойн арие) «Чехкаринцев равнина». Севернее от места былого расположения Чехкара и до Чечан-хойн арие.
Дашлахьо арие (Дашлахо арие) «Свинец где собирают равнина». Вся площадь от хребта Чехкархойн арц до Сунженского
хребта на севере (Суьйра-Корта). Ежегодно, сразу после пахоты, сюда выходили жители окрестных селений и собирали пулевой свинец


Сообщение от: Апаев Муслим
Стихотворение "Я сын, из Атагинского я рода"

О гордая Чечня моя седая,
Ты на Кавказе лишь одна.
Земля души моя родная,
На горизонте видима всегда.

Там белый хлопок облегает
Вершины гор из снежных лиц,
Что с высоты небес взирают
На стаи облаков и птиц.

Седые волосы стекают
Хрустальной чистотою вниз,
Башлама склоны орошают
Из родников готовя бриз.

Собравши вместе все истоки,
В один кулак бурлящих вод,
Аргун спускается в потоке,
В ущелье образуя сход.

И у подножья горного хребта,
В низовье, у Аргунского ущелья,
Берет начало родина моя,
Я сын, Большого-Атагинского селенья.

Природа край талантом наделила.
И перечислить я хочу сынов,
Что родина в селении взрастила.
Духовных лидеров - отцов.

Тамби-Усман, Юсуп-Мулла,
Они ислам в учении толкли.
Здесь Курайшиты родину нашли,
Их любят люди, помнят старики.

Талантливых людей культуры:
Муслима Магамаева ,певца,
И Эсамбаева Махмуда,
Танцора мира, молодца.

Язык чеченцев сквозь перо
Ложился на бумагу в пряже,
Сплетая жизнь в веретено,
Поэты и писатели есть так же:

Халид Ошаев, Ахмад Нажаев
и Сальмурзаев Магомед,
Абдул-Хамид Хамидов
и Яндарбиев
Хамзат, он и сегодня с нами,
Свой юбилей справляет дед.

И все же, всех имен не счесть,
Прославленных мы помним из народа.
Теперь понятно? Почему большая честь,
Сказать – я сын, из Атагинского я рода.

Автор: Апаев М. 25 октября 2010 г.
стихотворение посвятил к 70-тилетию Яндарбиева Хамзата.



Сообщение от: Азман Джабраилова
Маржа я1, дай баьхна Йоккха Атаг1а!
Нохчийн ярташлахь- цхьа жовхар хьо.
Генахь хилча сатуьйссу цкъа кхачаре
Эвла йистте, хьоме бошмаш ган.
Хаза хета Атаг1а суо кхаьчча,
Ган сатесна хаза урамаш.
Кхузахь х1аваъ х1айбате ду дагна,
Доь1у са, ц1оналлах ца 1ебаш.
Махьмуда шен хелхаршца дуненна
Йовзийтира винчу юьртан ц1е.
Кеманахь ткъес етташ стиглан 1арше
Ляляс яьхьна, Атаг1а, хьан ц1е
Хийла оьзда йо1, яхь йолу къонахий
Даймахкана белла юрт хьо ю.
Теша тахна, яхьие дикчу к1енташа
Шайн хьуьнаршца ойъур ю хьан ц1е.
Маржа я1,сан юрт, сан хьоме Атаг1а!
Хьоьца яхар-м ца нисделла сан.
Далла хастам бо: сан чурт, со кхелхича,
Дуг1ур ду сан юьртан кешнашка


Сообщение от: Азман Джабраилова

Муслим!
У меня были три тёти/дендейижри/, сейчас их нет/Дала геч дойла царна/
Они рассказывали очень много о селе, об истории села, и столько подробностей!
Сегодня я жалею о том, что не вела записи их рассказов.
Мой отец знал очень много подробностей, исторических фактов.
Уходят из жизни старшее поколение, унося с собой ценные знания.
Безумно люблю родное село- Атаги.
Это одно из стихотворений,которое я посвятила Старым Атагам,
Самое первое - это песня в исполнении нашей односельчанки Хеды Хамзатовой "Йоккха Атаг1а", оно было написано в 1973 году. Тогда эту песню пели на школьных вечерах девочки из ср. шк. № 1, где я работала в те годы.
С удовольствием прочитала статью.Дела реза хуьлийла.
Радуюсь, читая про Старые Атаги.Это сейчас временно его слава спряталась в тень.
Скоро опять его имя будет купаться в лучах заслуженной славы! Дала мукълахь!



Сообщение от: Варандо
МИНАЗОВЫ из Старых Атагов по днк окозались русскими, у них R1b что типичная у Русских и Армян.

Сообщение от: Нохчо
Чахкар основали представители тайпа Варандой. Находился на варандоевской территории

Сообщение от: Апаев Муслим Масудович
Большая просьба к админу сайта, удалять комментарии с различными никнейм. Не представившихся по имени и фамилии, так как они несут ложную и провоцирующую информацию.


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: От пяти отминycовать тpи (ответ цифрами)