Собер-Оашх

Собер-Оашх - горная вершина в Северском районе Краснодарского края; находится в междуречье Афипса и Убина (басс. р.Кубань). Высота – 735 метров. О происхождении названия этого оронима существует много споров. В литературных источниках эту вершину называют по-разному: Собер-Баш, Собер-Уашх, Сыбыр-Баш, Себер-Куасх, Сибер-Баш, Собер-Оашх и др., но самые распространенные варианты: Собер-Баш и Собер-Оашх. Одни исследователи усматривают в нем тюркскую этимологию, где вторая часть оронима баш в переводе с тюркского означает «голова», «верх», «вершина». Первая же часть оронима – Собер (Сибер, Сибир, Сыбыр) подразумевает под собой этноним, которым адыги и другие народы Кавказа называли гуннов. Если применять к орониму адыгскую этимологию, то он будет выглядеть, как Сыбыр-Уашх. Но и в первом (тюркском) толковании и во втором (адыгском) перевод будет один – «гора сибиров». У некоторых исследователей первую часть оронима понимают, как родовую адыгейскую фамилию – «гора Собаевых». Кубанский турист-краевед А.М.К оломиец переводит ороним, как «гора ведьм». В лингвистическом понимании эта трактовка неаргументирована. Видимо, данный перевод связан у автора с легедами, которые до сих пор имеют место у западных адыгов. У горских народов по важности Собер-Оашх не уступает Эльбрусу. Эта вершина довольно резко доминирует над окружающими хребтами. По адыгским поверьям, вершина горы считалась местом сборища ведьм ( у адыгов ведьмы и колдуны назывались удами). По религиозным представлениям, уды – это люди, входящие в сношения с нечистыми силами (духами). Они могли преобретать способность превращаться в волков, собак, кошек или делаться невидимыми, когда этого пожелают. В легенде говорится, что на горе Собер-Оашх, в день, близкий к славянскому Ивану дню, собирались колдуны из всех аулов для совещаний и для составления «бюджета» на предстоящий год, относительно обилия плодов земных, количества радостей и горя народа; распределялось количество ясных и дождливых дней, бурь и т.п. В собрании (шабаше) бывали как добрые, так и злые уд ы. Поэтому, в зависимости от того, какие силы (злые или добрые) брали перевес, таким был предстоящий год. Во время шабаша (13-го января) местные жители соблюдали все меры предосторожности, чтобы злой уда по пути к вершине невзначай не залетел во двор и не принес в дом беду. Автору пришлось быть свидетелем, когда в ауле Тахтамукай девяностолетняя адыгейка накануне так называемого «шабаша» открыла ворота и тщательно выметала мусор со двора на улицу … Сегодня массив горы Собер-Оашх является ландшафтным памятником природы краевого значения. Из станицы Убинской прямо к вершине горы проходит бетонная автодорога (7 км). Сама же вершина горы – одна из замечательных панорамных точек, откуда в ясную погоду хорошо просматриваются окружающие хребты и вершины. На склонах вершины есть 90-метровое скальное обнажение, встречаются ареалы реликтовых растений; имеются живописные водопады («Утаенный», «Мужские слезы»), карстовые образования, родники. В окрестностях Собер-Оашха много древних курганных захоронений эпохи средневеко вья, дольмены – ровесники египетских пирамид и т.п


Данная страница - часть справочника по топонимике Кавказа, доступного на нашем сайте. Также Вы можете скачать версию этой базы данных для использования на компьютере.

Возможны, и даже наверняка есть опечатки и неточности, вызванные как сканированием, так и последующей обработкой. В одиночку все их "выловить" сил не хватает, но Вы можете сообщить мне о таковых - я исправлю.Также по причине того, что в данном сборнике словарных статей собраны книги нескольких авторов возможны различные толкования одного и того же названия - это нормально - в споре рождается истина. Буду благодарен за присланные дополнения, уточнения и другие произведения по топонимике


Комментариев нет - Ваш будет первым!


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: Воceмнадцать прибaвить 1, минyc чeтырe (ответ цифрами)