Курджиново

Курджиново - посёлок в Урупском районе Карачаево-Черкессии; расположен на правом берегу р.Большая Лаба. Бывшее название – пос.Молотова. основан в 1861 году. До 1958 года входил в состав Краснодарского края. Некоторые исследователи в названии топонима усматривают фамилию Курджиев//Куржев. По мнению С.Х.Ионовой, в названии посёлка и в указанной фамилии можно видеть этноним курджьы – абхазо-адыгское наименование грузин (см.ниже Курджиново)


В этой словарной статье рассказывается как можно объяснить или перевести на русский язык происхождение названия Курджиново . Данная расшифровка (объяснение) этого топонима приводится по книги А.В. Твердого "Топонимический словарь Кавказа".


Данная страница - часть справочника по топонимике Кавказа, доступного на нашем сайте. Также Вы можете скачать версию этой базы данных для использования на компьютере.

Возможны, и даже наверняка есть опечатки и неточности, вызванные как сканированием, так и последующей обработкой. В одиночку все их "выловить" сил не хватает, но Вы можете сообщить мне о таковых - я исправлю.Также по причине того, что в данном сборнике словарных статей собраны книги нескольких авторов возможны различные толкования одного и того же названия - это нормально - в споре рождается истина. Буду благодарен за присланные дополнения, уточнения и другие произведения по топонимике


Комментарии:

Сообщение от: Алексей
Во-первых, Курджиново расположено не на правом, а на левом берегу Большой Лабы. Во-вторых, Курджиново основано в 1934, а не 1861 году.
В 1861 именно на правом берегу была основана станица Псеменская, остатки которой - нынешнее село Псемен.
О том, что Курджиново - бывший пос. им. Молотова слышу с удивлением впервые. Кроме того, в составе Краснодарского края Курджиново было не до 1958, а до 1957 года, до создания КЧАО.


Сообщение от: Алексей
К окончанию Кавказской войны, заселявшие верховья Большой Лабы абазины-шкаруа (ашкаровцы) или по-другому (по-турецки, были их поддаными одно время) - бескесек-абаза, были на 9/10 выселены в Турцию через Поти и Сухум-Кале, то есть через Грузию. Грузия, грузины как отмечено в статье по адыгски и абазински - Курджъы. Народ для отправки сгоняли на огромной поляне напротив станицы Псеменской. Народу было много от реки Белой до Урупа: абадзехи, баговцы, баракаевцы, кизилбековцы, тамовцы, башилбаевцы и т.д. Отсюда это место и стало называться Курджиновская поляна - поляна, откуда гнали через Грузию (Курджъы) в Турцию. Кстати, Курджиново, как поселок, по крайней мере до 1938 года, так и назывался - Курджиновская поляна.

Сообщение от: Сергей
Алексей, спасибо за информацию!

Сообщение от: Ислaм
нe нaдо говорить и писaть о том о чeм нe знaeтe, тeм болee нe являясь корeным житeлeм ! Курджиново к вaшeму свeдeнию к aбхaзaм , ни тeм болee к русским ни кaкого отношeния нe имeeт, своё нaзвaниe получило послe того кaк князь Курджиeв кaрaчaeвeц по нaционaльности выкупил у москвы , имeно у москвы зaплaтив золотом и скотиной с цeлью востaновлeния зaпaдной грaницы Кaрaчaя

Сообщение от: Алексей
Бред редкостный.

Сообщение от: Мага
Всем добрый день. Ислам ты откуда? Если ты карачаевец то должен знать Старое Жилище. Вот где родина Великого Карчи, Поговори со стариками они много помнят.

Сообщение от: Мага
Алексей, а разве по реке Лаба не жили ещё раньше аланы? Спасибо

Сообщение от: Алексей
Мага, здравствуйте. Аланы по Большой Лабе жили примерно с 5-го по 13-14 века. Именно по Б. Лабе жили Ас-Дигоры (одно из племен аланского союза). Рожкао, Загедан - названия от них остались. До сих пор дико растет рожь Куприянова, которую, культурно возделываемую, академик Вавилов у дигорцев в 30-е годы 20 века еще видел.

Сообщение от: казак
Мне мои предки говорили, что на месте Курджиново был хутор казака по прозвищу Курджин, выходца из ст. Губской. По этому место и стали называть Курджиново с окончанием на о. Для меня эта версия основная.

Сообщение от: Алексей
Казак, выходцы из Губской обосновывались в районе нынешнего Теплого, который в свое время Курджиново и не считался. Более того, выходцы из Губской, которые основывали хутора в районе Теплого - не кто иные, как казаки, переселенные из упраздненной ранее станицы Псеменской (были переселены в различные станицы, но основная часть - в Губскую).
Кроме того, в период оккупации немцы Курджиново также называли исключительно Губской.
А основная версия или нет.... В любом случае, курдж - грузин. И у казака того могло такое прозвище запросто быть.


Сообщение от: казак
Алексей, к сожалению я в детстве и молодости плохим слушателем своих предков был. Думал, что они вечно жить будут. Поэтому всё в деталях пересказать не могу... На счёт Губской в период окупации, мой дед брал в комендатуре пропуск на посещение своих родных в ст. Губской. По его словам в пропуске точно указывались населённые пункты где он должен был пройти и остановиться на ночлег... О переселении из ст.Псемёновской мне не известно, на карте Кубанской области начала прошлого века она была обозначена... Лет 25 назад один осетин из Хетагуровых поведал мне в случайном разговоре, что его род из земли где протекает Б.Лаба и переводил мне на русский названия рек и населённых пунктов но к сожалению я уже не помню его перевода...Что касается казачьего прозвища Курджин, я думаю, что вы правы связывая его с грузинами, так как в ст.Губской жили казаки имеющие родство с грузинами.

Сообщение от: Алексей
Казак, Вы мне на мыло напишите. Я очерк пишу об истории верховьев Большой Лабы. Да, там дигорцы жили. Например, Загедан - оленья река, Рожкао - светлое место (поселение).
Dudarenkoaf@yandex.ru


Сообщение от: arturmalkhozov
На месте нынешнего Курджиново было селение Абазинское рода Курдж.

Сообщение от: валера
наше место лучшое

Сообщение от: олег
курджиново рулит

Сообщение от: Назир
Про восстановление западных границ Карачая прочел... Кишки от смеха порвать можно... А когда восточные границы восстанавливали, видать местность Китаем обозвали?
Алексей спасибо за комменты, уверен, что Вы правы...


Сообщение от: Татьяна
Интересная информация. А что знаете о конкретных людях, живших в Курджиново? Я слышала, что во время войны и в мирное время по реке Лаба сплавляли лес. И был известный сплавщик леса плотогон Кофанов Варфоломей Егорович.Слышала, до сих пор один перекат где-то в районе Каладжинской (Крепость) называется его именем. Кто знает подробности об этом человеке?

Сообщение от: казак
Ни каких абазин на курджиновской земле ни когда не было. Абхазы с набегами были. Осетины жили. Если бы название шло от нынешних горцев то оно не имело бы окончание "ново" и было бы курджиево или просто курджи. Но как видим место сие Курджиново. Я понимаю, что миф о великой черкесии не дает покоя нашим адыгским братьям. Но правда дороже всего. Тем более, что нормадская история написанная Миллером не выдерживает уже ни какой критики, и просто поддерживается политически, потому, что если правда всплывет то это будет великое потрясение для многих гордых народов, на большей части земного шара не говоря уже про Кавказ, который прежде был Перуновыми горами или Прометевы горы, а Кавказом он стал позже. И великая гора которую ныне зовут Эльбрус прежде звалась Алатырь-горою, и река Баксан текущая у ее подножия названа в память о Великом Баксане Бусе-Белояре царе Русов и правителе Русколани.
Не хотел здесь писать об этой истории но привязка слова Курджиново к абазинам, сподвигло на это.
Алексей, привет вам от земляков и друзей. Мы вас помним.


Сообщение от: казак
Для Татьяны.
Вам бы лет десять назад спросить, а сейчас уже не у кого. Слышал от дяди своего эту фамилию но, что к чему ничего не могу сказать.


Сообщение от: казак
Прочел историю Курджиново на сайте "села". Коробит малость. Не проверенные факты так категорично выставлять нельзя. Старый сайт был демократичнее. И тем более, что исторически поселок связан с Краснодарским краем и до него с Кубанской областью, а там все про КЧР. Про древних жителей уже раньше писал. Просто хочу напомнить, что Курджиново получило свое название от казака по прозвищу Курджин, выходца из ст.Губской.


Сообщение от: Горец
Всем привет.казаки грузины аланы абазины фашисты комунисты,всех собрали.мне кажется всё проще.в горах "перуна"ныне кавказ в ущелье реки б.лаба жил джин откуда взялось "кур"и куда делся сам джин не известно.просто"джиново"место прекрасное.только калумба сюда не сватайте а то америкосы и так надоели.

Сообщение от: Горец
Ну что братва, вам такая версия не нравится.?а мне вполне.уважайте друг друга,живите мирно и будет всем счастье.

Сообщение от: ислам
Мага я Карачаевец и в отличии от некоторых знаю историю своего народа. Надо быть невеждой называть старую родину -старым жилищем. Также тебе надо покопаться в архивах и узнать про западную границу Карачая и про песню древнюю Хожеаул поинтерисуйся откуда появилась и какой народ и для какого народа ее воспел . Также можешь поинтересоваться кто такой Биджиев Зеке И КАКИЕ ЗЕМЛИ ЕМУ ПРИНАДЛЕЖАЛИ И ЧЕМ ОН ВЛАДЕЛ ДО гражданской войны.


Сообщение от: ислам
казак и также как курджиново -ново переделаны русскими для сэбе дабы было оно им удобно в произношении как и многие другие названия .А что касается твоего древнего казака наверное он был автохтонным аборигеном этих земель и почему ТО имя имеет поразительное совпадение с карачаевским словом ХУРДЖЮН - КАРМАН ПО РУССКИ.не Несите ересь и чушь . не продолжайте политику некоторых уродов которые говорили- мы освободили эти земли от карачаевцев теперь осталось выветрить карачаевский дух-чем они занялись очень рьяно все маломальские документы и документированные исторические факты о карачаевцах как о народе и все что им принадлежало было уничтожено и раскидано по другим народностям.

Сообщение от: казак
-"ислам". -Вы затронули очень обширную и глубокую историко политическую тему далекую от топонимики Курджиново. Ну если очень кратко. Карачаевцы говорят на одном из наречий тюркского языка. Мой дед прекрасно знал все кавказские наречия тюркского языка как родной язык. Правда он их называл татарскими, но это не имеет отношения к татарам.
Казаки кроме имени, отчества, и фамилии имели еще и прозвища. И с чем было связано прозвище первого жителя Курджиново значения не имеет. Это может быть и карман, и грузин, еще разновидность орла курджи, его казаки еще называют курганчик. Тем более, что дружили и роднились. Род казака Семенова вообще растворился в карачаевском народе. Ну а на счет политики. Я не хочу здесь об этом писать и вам этого не нужно делать. А то такое полезет, что ни кому не понравится. Речь то о Курджиново.
Ну и еще не много про современную историю. Курджиново. Старое здание заводской конторы разрушается, а там была немецкая комендатура. Где многие судьбы решались и не только русских. Дерево, дикая груша, где была повешена партизанка Наташа Василенко, гибнет от омелы, табличка с информацией с дерева сорвана и утрачена. Судьба памятника партизанам в районе заброшенного стадиона не известна. В прошлом вокруг нынешнего сельского поселения Курджиново были монастыри и скиты. Память осталось об одном и то чудом, там где родник у дороги. На месте другого лесопилка. Память и следы других вообще утрачены...
К стати, все же о принадлежности. При сопоставлении истории разных народов Кавказа, эти истории исключают друг друга напрочь. И каждые "историки" из народов говорит одними и теми же словами. И пока идет историческая дележка медленно но уверенно возвращается старая истина. Для многих это будет разочарованием и мучением Совести, но будут и те кто вздохнет с облегчением. И наконец дойдет до всех, что делить ни чего нельзя и даже очень опасно для всех жителей Кавказа. Но это еще не скоро наступит.


Сообщение от: Охотник
Курджиново оно и есть Курджиново.
От предков слышал, что жил здесь некогда купец один, казак из ст.Губской. Торговал и менял с горцами. По этому видимо и имел прозвище Курджин. Карман или мешок, в зависимости от наречия.
Ни какой революционер Курджиев здесь не причем, карачаевцы здесь не жили. Хотя в сороковых отметились. Проводниками были, в комендатуру приезжали толпой во главе с какой то женщиной на белом коне. То, что они там коменданту предложили даже он не принял и велел эту толпу выпроводить за пределы посёлка.
За местом гибели Наташи Василенко кто то присматривает, но табличка уже опять испортилась от погоды.
За памятник партизанам не знаю, как нибудь схожу посмотрю.


Сообщение от: Рамазан
Про Курджиново есть такие истории.
1. Ахмет-Кала гора названа после одного события (правильно будет, наверно, легенда). Во время Русско-Кавказской войны на горе произошло такое событие. Один из горцев(абазин) был прижат русскими солдатами к обрыву горы. Тогда, он, чтобы не попасть в плен, направил коня на скаку к обрыву. Но, конь не послушал седока, остановился у обрыва. А солдаты были совсем близко. Оня не стреляли, хотели взять его в плен. Тогда он повторил попытку, но при этом накинул на голову коня бурку. Седок вместе с конем упал с обрыва и погиб. В честь него и названа так эта гора.
2. То, что в том районе жили абазины тоже известный факт. Например, известно, что аул Старо-Кувинский (Адыге-Хабльский р-н)(по абазински Большая Кува) располагался недалеко от места где сейчас находится с. Кобу-баши. Там, недалеко есть речка Кува.
3. В районе Малой Лабы находилось когда-то и село Апсуа(сейчас в Адыге-Хабльском р-не). В том районе были и другие абазинские аулы. После окончания войны в 19 веке они были переселены в нынешние места.


Сообщение от: Охотник
Ахмет-скала по русски. Эту легенду или быль в Курджиново знали только русские. Сколько не спрашивал у карачаевцев, никто понятия не имел, черкесы из Адыге-Хабля то же ни чего не знали.
В событии речь идет о черкесах мухаджирах которые не приняли подданство Российского Царя и по сути оставаясь турками воевали против своих соплеменников принявших Российское подданство и естественно против России. Героизм этого черкеса ни о чем. Ни кто ему не причинил бы вреда если за ним не было убийств и воровства людей. Но он проявил гордыню и пропал прыгнув со скалы. О нем в наших преданиях говорили с сожалением. Не знаю кто он был.
В Курджиново и рядом ни кто из черкесских племен не жил, карачаевцы то же не жили. Об этом говорят и осетинские названия рек и мест. Наречие ас-дигорское, поэтому значение этих слов понимают только осетины дигорцы. Не надо забывать и казачий обычай называть свои селения именами побежденных врагов.
Переселять ни кто ни кого не имел ни какого желания кроме тех мест в которых черкесские князья будучи подданными турецкого султана, занимались геноцидом и изгнанием осетин с их исконных земель в горы, где не было плодородной земли. Осетины, как известно, не приняли подданство турецкого султана и турками ни когда не были, хотя половина из них была мусульманами, видимо поэтому их и гнобили. После изгнания с Кавказа турецких захватчиков, земли осетинам были возвращены.
Так, что ничего особенного.


Сообщение от: Ринат
Сколько людей, столько мнений. История, дело такое, могли 100 раз переписать. Я вот думаю, что посёлку гораздо больше лет. Отталкиваюсь от одного места под названием Монашки. Кто там был? По одной из версий через Курджиново проходил шелковый путь. Что по этому поводу думаете?

Сообщение от: Охотник
Ринат. Хорошо, что вы называете Курджиново посёлком. Слово село режет слух. На счёт пути. Там ходили караваны. А по тропе в Курджиново даже просто человеку было сложно пройти. Большая Лаба в прежние времена имела размеры нынешней Кубани, притоки тоже были не ручейками. Поэтому тропа работала очень короткое время в году. Были постоянные сели. В одном из них, уже в наши времена чуть не погибла моя матушка, будучи ещё подростком. Так, что версия шёлкового пути несостоятельна. Собственно как и переселение черкесов турок мухаджиров по этому пути. На счёт переписывания истории. Нет правды и в официальной версии названия поселка. Поляны Курджиновские а посёлок Курджиново в горах и ни одной поляны нет. Ниже то же не было полян, была дубовая роща. От которой остались несколько дубов в наше время. Поляны начинаются от бывшего аэропорта и то искусственные. В Теплом также, пойма реки где улица Школьная, там не могло быть поляны. Левее где дорога на Подскальный там некое подобие поляны есть, которая начинается от дробилки. Но это не Курджиново и там был лес и болота в прежним времена. На счёт привязки к некоему революционеру Курджиеву, это вообще не состоятельная версия.


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: Воceмнадцать прибaвить 1, минyc чeтырe (ответ цифрами)