Айти-Мохк

Айти-Мохк - селение в Чечне, расположено на левом берегу р. Яман-Су, примерно в 40 километрах к юго-востоку от Гудермеса и в 3-х к западу от селения Ножай-Юрт. В основе перевода 1-й части топонима лежит вайнахский этноним айткхаьлла (айткхаллой). Своим родоначальником айткалинцы называют Айта, который основал селение, мохк – «земля», «владение» (вайнах.). «Владения Айткалинцев». В настоящее время здесь проживают билтоевцы и потомки дагестанцев


В этой словарной статье рассказывается как можно объяснить или перевести на русский язык происхождение названия Айти-Мохк . Данная расшифровка (объяснение) этого топонима приводится по книги А.В. Твердого "Топонимический словарь Кавказа".


Данная страница - часть справочника по топонимике Кавказа, доступного на нашем сайте. Также Вы можете скачать версию этой базы данных для использования на компьютере.

Возможны, и даже наверняка есть опечатки и неточности, вызванные как сканированием, так и последующей обработкой. В одиночку все их "выловить" сил не хватает, но Вы можете сообщить мне о таковых - я исправлю.Также по причине того, что в данном сборнике словарных статей собраны книги нескольких авторов возможны различные толкования одного и того же названия - это нормально - в споре рождается истина. Буду благодарен за присланные дополнения, уточнения и другие произведения по топонимике


Комментарии:

Сообщение от: Борзиев
В Айти-Мохке насколько мне известно потомков дагестанцев нет. Если есть, то кто же они...

Сообщение от: Радима
В Айти-Мохке живут одни бильтоевцы

Сообщение от: Джамиев
Борзиев и Радим! не зная достоверно тему, не стоит ничего утверждать. И если вы не знаете?.. могу пофамильно перечислить кто есть кто...

Сообщение от: Али
Джамиев...кто же они? Хьа ц1е ху ю?

Сообщение от: Борзиев
Джамиев читай внимательно(В Айти-Мохке насколько мне известно потомков дагестанцев нет)Дальше вопрос(Если есть,то кто же они?

Сообщение от: Борзиев
Идите на учителей истории))

Сообщение от: Тоже Борзиев
В школе как раз дефицит учителей по этому предмету))

Сообщение от: Где-то,там.
Борзиев! Так смешно слушать ложь,когда знаешь правду.

Сообщение от: Где-то,там.
Радима!Прародина Бильтоевцев с.Тухчар Дагестанская республика.

Сообщение от: Динго
Бильтой родин Бильты ю, ножай-юртовский район, Тухчар(Бильт-Эвл), позже основали.

Сообщение от: АБОРИГЕН СЕЛА
Уважаемые друзья! Если копаться в корнях некоторых односельчан,однозначно, одни потеряют друзей, другие потеряют родственников. Многие из вас знают кто и когда перебрался в Айти-Мохк. Посмотрите кто и где живет? И вы увидите кто и когда село основал. Лучше не ворошить эту тему. Тем более вы плохо в этом разбираетесь.

Сообщение от: Умар
В архивных документах 19 века названия Бильты нет, есть Билятли. Это ничего не напоминает? Мехетли,Гагатли, Бугатли - уж больно смахивает на подобное. В Айти-Мохке кого только нет.

Сообщение от: Хьенех
Нохчо верг, ша ву бохург - хила вита! х1а-х1а, ша вац бохург - маьрша вита. Волчунна дола да деза, вай кхи дукха дац къесттал!


Сообщение от: Ислам Эрсно
мне не понятно одно, почему "все" хотят стать Чеченцами. Ну рас предок твой был аварцем или кумыком так будь собой. но не в этом суть моего появления. Я ищу Джамиева Зураба, может его фамилия Жамиев. он с Айти-Мохка, я с Шали. поступали сним в военный университет в 2005 году. вместе в палатке жили, подружились. если кто его знает пусть мне позвонит +79377777798, благодарю

Сообщение от: Аполлон95
Привет самозванцы (42 39 54 c.ш. 46 13 12 в. д) пробейте в поисковике вот ваш родовое село. И еще не забудьте взять свой скот.




Сообщение от: Ишхой историк
Перестаньте распространять лживую информацию. Среди бильтойцев чистых бильтойцев меньше 30%. Остальное среди вас - это пришлые люди. Присмотритесь в лица на своих съездах бильтойцев, это настолько все наглядно. Это все видят и знают, кроме вас самих. Видите возможно и вы, но боитесь копнуть поглубже, а вдруг у вас у самих окажется не все в порядке. По поводу Айти-Мохка, там нет ни одного клочка земли бильтойской и по левому берегу Ямансу у них и не было никогда. Бильтойцы и прочие тейпы переселились в Айти-Мохк в середине 1860-х годов. Если есть сомнения, скажите, какое кладбище стариннее в Айти-Мохке? Верно, кладбище возле вашего ФАП. Там ни похоронен ни один бильтоец. Там похоронены ишхой и сесанхой, это их кладбище. Как только опустошенный Айти-Мохк начали заселять после завершения Кавказской войны, бильтойцы открыли новое кладбище, на выезде из села в сторону Ножай-Юрта, где крутой поворот.

Сообщение от: Ишхой историк
Ответ Динго: "Бильтой родин Бильты ю, ножай-юртовский район, Тухчар(Бильт-Эвл), позже основали"
Все верно. В архивном управлении Правительства Чеченской Республики есть копия коллективного обращения билтойцев приставу Аксайского участка Хасав-Юртовского округа с просьбой о выделении земли в районе нынешнего Тухчара. Это произошло в 1868 году.


Сообщение от: Аслан Куларинский
Ассалам 1алейкум вежарий! Рад читать строки своих земляков из Айти-Мохка. Наши предки жили в Айти-Мохке до середины 19-го века. От стариков мы знали, что принадлежим тайпа сесеной (тунжхан гар) и являемся выходцами из Айти-Мохка. В 1864 года моего пра-прадеда и его братьев за активное участие в Кавказской войне против царских войск пересилили сначала в село Надтеречное и в 1867 году в село Кулары. Есть архивные документы. Где конкретно жили предки в Айти-Мохке не знаю, но дедушка рассказывал, что земли, где жили семьи тунжхан гара были оставлены свободными (ва1ап йина). Планирую посетить эти места, но никак не получается.

Сообщение от: Ишхо
Я ишхо. Историю Айти-Мохка знаю от стариков. В Айти-Мохке в настоящее время живут также и ишхойцы. Это Куметовы(Мантаевы) и Зайрахановы. Но они почему то причисляют себя к бильто, опасаясь что их назовут суьйли по одноименному селу Ишхой-Хутор. Ишхой чистые чеченцы и в Ишхой-Хуторе они тоже есть, но есть и суьйли. Бильтой в Айти-Мохке появились во второй половине 19 века (Ишхой-историк в этом прав). Это знают и сами бильтой.

Сообщение от: Бильто из Ножай-Юрта
Ишхой историк хьо бакь луьш ву. Тхан бильтойн гулам вести беш верг таркхо хуьлу, "вай бильтой" бохуш гуттар чура ваьлла хьийзарг таркхо хуьлу. Ша билгал волу кьам, ву хьунда ца олум ца хаьа? Цаьрга ла а доьг1на ц1а ваг1чи, ас хиттинера баккхийчарга. 1ад дита, кега ма де олу баккхийчара. Кхи тайпанаша иштта шайна юкьахь ца бина иза кегор. Массо а кьамнаш ДАЛА кхоьллина ду. Ша волу тайпа а, кьам а ву аларх эхь дац.

Сообщение от: Нохчо
Борзиев и Радима. Ваше лицемерие очевидно. Или вы с луны свалились и не знаете кто из вас суьли? Вы сами когда перебрались в Айти-Мохк?
Хьенех. (Нохчо верг, ша ву бохург - хила вита! х1а-х1а, ша вац бохург - маьрша вита. Волчунна дола да деза, вай кхи дукха дац къесттал!). Ты не из них случайно сам? Нохчо нохчо хила веза. Т1е вианарг ше бух хууш, ша мила ву хууш, ше тайпа а, кьам а к1айла а ца дохуш, ше дикаллица, ше доьналлица оцу ше кьома а, тайпа ц1е ларьеш хила веза.


Сообщение от: Сесано
Ассалам 1алейкум, вежарий! Не спорьте ради Аллаха! Два квадратных метрах по горизонтали и два метра в глубину, надеюсь, достанется каждому. А так, если смотреть в историю, это знают все: Айти-Мохк основали сесаной. Айта сам принадлежал тайпа Сесаной. Он же позднее основал и Айта-Кхалла. Потомки Айта в седьмом-восьмом поколении: Акхшой гар, Гизи гар, Марзи гар, Тунжахан гар стали именовать себя отдельным тайпом. Это произошло примерно в середине 19 века. Гонимые и преследуемые царской властью за активное участие в русско-кавказской войне, некоторая часть тайп сесаной начали именовать себя Айта-Кхаллой. Это было оправданным решением. Сесана (до Шамиля) был центром национально-освободительного движения центральной и восточной Чечни и, соответственно, представители именно этого тайпа подвергались активным репрессиям со стороны царской власти. Другие потомки Айти до сих пор называют себя тайпа Сесаной, Айти гар. Они и живут в Айти-Мохке, Замай-Юрте, Успан-Юрте, Мелчхе и т.д. К примеру самого Бешто, соратника Ташу-Хаджи, сами сесаной признают потомком Айти (айтакалинцем), но называют "шира сесано". И по информации наших стариков, старое кладбище в Айти-Мохке принадлежит сесанойцам и только потом можно добавить, что здесь также похоронены и ишхойцы. Как то так!

Сообщение от: Бильто из Ножай-Юрта
Ва алейкум ассалам Сесано! Никто это не оспаривает. Бильтойцам чужого не надо. Хотя среди нас есть те, кто утверждает, что Айти-Мохк тоже бильтойские земли. Но если нет писанных источников, всегда возраст населенного пункта и принадлежность оценивают по кладбищам. Верхние кладбища в Айти-Мохке, без сомнения старее. И там нет захоронений бильтойцев. Надо смотреть на вещи трезво, это кладбище не наше. Мой дедушка, которому было за восемьдесят лет, всегда говорил, что бильтойцы в Айти-Мохк пришли во второй половине 19 века. В Айти-Мохке сейчас живут больше таркхой, чем бильтой и сесаной. Там есть курчалой, зандакъой. Мы их не делим, все они так плотно завязаны кровно-родственными отношениями. И они молодцы, живут дружно. Свои земли вокруг села никому не отдали, она у них общинная. Такой сплоченности разных тейп как в Айти-Мохке еще искать надо.

Сообщение от: Айтакхалло
Ассалам 1алейкум вежарий! Я живу в Аргуне. Занимаюсь исторической наукой на любительском уровне. Историей своего тайпа владею, можно сказать, достаточно хорошо. Если кто помнить покойного Дукхваха Абдурахманова, он тоже сильно увлекся историей Айтакхаллой в последние годы жизни. Будучи председателем парламента Чечни, у него был доступ к архивным документам, ему их привозили из государственных архивов Осетии и Дагестана. Я много общался с Дукхвахой на эту тему. Достоверно знаю, что Айтакхаллой - это ветвь тайпа Сесаной, которая отделилась на рубеже 19 века. Причину верно приводит в чате Сесано - это преследование и репрессии со стороны царской администрации. Такое в истории тайпов Чечни встречается довольно часто. Айтакхаллой помнят свои корни: Айти-Мохк и Айтакхалла - это два родовых села айтакхаллой и сесаной. Как-то раз, рано утром возвращаясь из зиярта в Саясане, мы с Дукхвахой решили заехать в Айти-Мохк и постараться уточнить и проверить устные предания, что Айта похоронен в старом кладбище села Айти-Мохк. В центральной части кладбища, как и говорил нам старейшина айтакхаллой Шомсудди, имелась надмогильная плита (камень огромных размеров, примерно 1 метр в ширину и 40-50 см в толщину, возвышавшийся на метр над могилой). По камню, со 100- процентной очевидностью, можно судить, что в могиле похоронена почитаемая личность. Даже в наше время с учетом наличия подъемных механизмов и грузовиков, привести и поставить камень (плиту) таких размеров - это целая проблема. Шомсудди, он ныне здравствует и живет в селе Джалка, рассказывал, что по преданию предков Айта умер в Айти-Мохке еще до основания его потомками села Айтакхалла и многие айтакалинцы еще долго посещали его могилу в Айти-Мохке. По преданию чурт (надмогильную плиту) ему ставили таких размеров, что в аулах этой части Чечни не было чурта соразмерного. Мы с Дуквахой уехали из Айти-Мохка убежденными, что Айта без сомнения похоронен в Айти-Мохке. По возвращению в Джалку, мы с Дуквахой заехали к Щомсудди. Как только мы сообщили ему, что были в Айти-Мохке, Шомсудди прервал наш разговор и продолжил сам: "Каш нисса дукъ т1ехь дарий? Кешнашкахь юкъа меттехь хуьларий иза? Боьг1на т1улг 4 (биъ) сту а боьжна, салаз т1ехь такхийна беана олуш дара. Гонаха ярташкахь Айти санна доккха чурт доьг1на дацара олура вай баккхийчара. Юха воьдуш ша вига цу каш т1е" - олуш хадийра цо къамел. Но через некоторое время не стало самого Дукхваха (Дала цунна геч дойла). А я уехал в Москву. Но, иншааллах1, планирую посетить это место еще раз.


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: От пяти отминycовать тpи (ответ цифрами)