ШЪХЬАГУАЩЭ (ШХАГУАШЕ, Р.БЕЛАЯ)

название одной из главных рек Адыгеи. Берет свое начало после слияния двух горных потоков, вытекающих со смежных склонов гор Фишт - Оштен. В нее впадает 3459 притоков. Шъхьагуащэ, протекая от начала до конца 265 км, вливается в Краснодарское водохранилище ниже ст. Васюринской. По поводу возникновения названия реки Шъхьэгуащэ в народе бытует следующая легенда. В далекие времана в верковьях этой (реки проживал старый князь Мишеост, у которого была лишь одна дочь Нафисет. Своей красотой и умом она прославилась и знали о ней во многих других местах. Этим и гордился князь. Незаметно для старика пришла пора выдать Нафисет замуж. Князь сообщил во все концы Адыгеи и пригласил на состязание удалых юных всадаиков. Мишеост решил выдать свою дочь наиболее храброму, проворному джигиту. Княжескую дочь, посадили на самом хорошо обозреваемом месте (тахътэ). Она должна была выбрать жениха и сообщить об этом отцу. Состязания прошли в упорной борьбе. Юноши не щадили себя. Многие из них с успехом справились с условиями, поставленными перед участниками при исполнении джигитовок. Но дочь молчала. Князь с нетерпением ожидал от нее сообщения об избранном женихе. Наконец дочь известила отца, что из собранных им молодых джигитов никто ей не пришелся по сердцу. Старик, задумался. Он проводил бессонные ночи. Пока он был еще жив, хотелось ему найти достойного жениха своей красавице-дочери. Но вот однажды в полночь старика разбудил лай собаки. Князь вышел во двор. Кругом была тишина. Среди лунной ночи он заметил женскую фигуру у плетня: это была его дочь. Нафисет разговаривала с молодым человеком, стоявшим по ту сторону изгороди. Старик испугался. Не веря своим глазам, он незаметно подкрался к ней. Да, фигура была дочерью князя, она разговаривала с пастухом князя - Келеметом. Оскорбленный старик утром пригласил пастуха-жениха и приказал ему оставить в покое княжескую дочь. Келемет сообщил князю, что этого сделать он не в состоянии, потому что слишком любит его дочь. В конце Келемет сказал, что лучше умереть, чем жить в разлуке с Нафисет. То же самое подтвердила Нафисет и добавила, что если она не выйдет за него замуж, то покончит с собой. Это смелое заявление Нафисет окончательно рассердило князя. Он приказал зашитъ в кожаный мешок и бросить их в реку. Так и сделали. Но, когда его зашивал, он бросил нож через недошитое отверстие в мешок. Мешок с влюбленными долго носился в воде. Зацепившись за сучок коряги, он пристал к берегу. Келемет разрезал его, и они вышли на берег. Кругом тишина, дремучие леса. В чаще леса. они. соорудили шалаш и стали в нем жить. Нафисет доила лесных оленей (шъыхь). Келемет занимался рыбной ловлей. Местность, где был расположен шалаш двух молодых, постепенно превратилась в стоянку оленей. И среди них княгиней оленей (шъыхьэгуащэ) была сама Нафисет. Как-то раз Келемет встретился в лесу с неизвестными людьми. Они искали оленьего молока. Он привел их к себе. Нафисет позвала своих оленей, надоила молока и передала искателям. По разговору мужчин она догадалась, что ее отец уже в преклонном возрасте, умирает в бреду, называя имя своей дочери. Нафисет и Келемет присоединились к ним, отправились домой. Умирающий отец, увидев дочь свою, благословил их и остались они жить у него. В этой легенде Нафисет выступает как <Богиня оленей>, т. е. Шъыхьэгуащэ\\Шъхьэгуащэ. Существующее современное толкование исходит из того, что слово <шъыхьэгуащэ>\\<шъхьэгуащэ> адыгейского происхождения. Оно состоит из двух компонентов: шыха <олень>, гуащэ <покровитель>. <Гуаще> в значении <покровитель> присутствует во многих древнейших адыгских словах, возникших во время языческой религии. Например, хате-гуаще <покровитель огородов>, <садов>, мез-гуаш <покровитель лесов>, псыхо-гуаш <покровитель рек> и многих других. По такой словообразовательной модели возникло и слово <шха-гуаше>. Оно означает <покровитель оленей>. Кроме указанного, река носит и другое название - Белая. Согласно адыгейской легенде, записанной А. Оленич-Гнененко, один князь привез из набега девушку незнатного рода, по имени Белла. Князь, пораженный красотой пленницы, женился на ней. Но свободолюбивая девушка ненавидела своего похитителя, днем и ночью она думала о мести. Наконец ей удалось выполнить свое намерение. Она убила князя, спустилась к реке и бросилась с крутизны в клокочущие волны. Труп ее был найден абадзехами. С тех пор реке дали имя Белла>.

Автор вышеприведенной статьи:

Меретуков К.Х.Адыгейский топонимический словарь

Данная страница - часть справочника по топонимике Кавказа, доступного на нашем сайте. Также Вы можете скачать версию этой базы данных для использования на компьютере."

Возможны, и даже наверняка есть опечатки и неточности, вызванные как сканированием, так и последующей обработкой. В одиночку все их "выловить" сил не хватает, но Вы можете сообщить мне о таковых - я исправлю.Также по причине того, что в данном сборнике словарных статей собраны книги нескольких авторов возможны различные толкования одного и того же названия - это нормально - в споре рождается истина. Буду благодарен за присланные дополнения, уточнения и другие произведения по топонимике


Комментарии:

Сообщение от: Наташа
Я заметила опечатку в пятой строчке сверху, в слове всадники. Рада Вам помочь)

Сообщение от: Маша
не в пятой а в восьмой


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: От пяти отминycовать тpи (ответ цифрами)