Комментариев нет - Ваш будет первым!

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: От пяти отминycовать тpи (ответ цифрами)

ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛА

описание перевалов кавказа библиотека привала как проходится пройти техническое описание перевала и фотографии перевала седловины седло перевал

Ак-Айры

- расположен: Кавказ - Западный Кавказ - Архыз, ГКХ
- категорийность 1Б, сн-ос
- высота 3000
- соединяет: лед. Бугойчат (р. Кизгич) - Ю. Марух

Ак-АйрыБивак на "Спартаковских ночевках". Дальше идем на запад вдоль вытекающего из-под большого снежника ручья. Оставив ледопад Ак-Айры слева и поднявшись на гребень морены (2900 м, 1,5-2 ч от ночлега), оказываемся перед обширным цирком. В окружении осыпающегося скалистого гребня на его дне лежит ровный ледник, большей частью закрытый снегом. Напротив выделяется треугольник вершины г. Надежда с лоскутами снега. Левее ее - просторная седловина пер. Ак-Айры (1Б, 3150 м), к которой тянется снежная равнина. Узкие трещины не мешают движению. На востоке открывается углубление цирка и проход к параллельному перевалу на р. Беш-Чучхур (В. Ак-Айры). Ближе к гребню крутизна фирна возрастает (более 30°, около 60 м), и в конце лета может обнажаться лед. Последние 20 м - нетрудные, растрескавшиеся скалы. С перевального гребня (3 ч от ночлега) хороший обзор вершин и ледников вокруг г. Пшиш. Прямо перед нами г. Чучхур-Баши.

Еще интереснее картина открывается с вершины Надежды (1Б, 3355 м), возвышающейся над перевалом с северо-запада. Туда можно подняться по нетрудным скалам за полчаса.

Внизу, под перевалом, зеленая долина р. Кышлау-су. Спуск начинаем по мелкой осыпи, сползающей в крутой скальный желоб, заканчивающийся обрывом. Подвижными осыпями пересекаем склон дальше на запад и, обойдя обрывы, сворачиваем вниз. На пути снежник и осыпи. Через 1,5 ч оказываемся на дне долины Кышлау-су. Лужайки на берегу озера (2730 м) удобны для лагеря перед пер. Заячьи Ушки

____________________________

Перевал Ак-Айры Западный (1Б, 3100 м, ос-ск) Расположен в Софийском хребте северо-восточнее вершины Надежда (самая западная из седловин) и соединяет долины рек Ак-Айры (приток реки Софии) и Кышласу (приток Псыша).
GPS-координаты: широта - 43,25.407, долгота - 41,14.477
Путь к перевалу начинается от стоянки "Бревно" на правом берегу Псыша чуть ниже устья Кышласу (координаты - широта - 43,25.099, долгота - 41,14.066), здесь же рядом есть бревно на левый берег, где проходит основная тропа по Псышу.   Проскочить поворот на долину Кышласу достаточно затруднительно, поскольку тропа по Псышу выше этого поворота почти теряется. Сам поворот расположен примерно через 100 м после выхода из хорошего хвойного леса в лиственное криволесье, и в 400 м выше бревна через Псыш и стоянки "Бревно". Тропа в этом месте разветвляется, но оба пути впоследствии сливаются. Лучше правая  тропа, которая после поворота сначала недолго (5-10 минут), но круто поднимается по криволесью, затем выходит на среднюю осыпь, крутизной 20°, являющуюся ориентиром. Здесь путь маркирован турами. Примерно через тридцать минут подъема по осыпи уходим направо в лес на тропу. Место поворота также отмечено турами. По лесу серпантином хорошая тропа идет вдоль реки с водопадами. Через полтора перехода по лесу выходим в зону высокотравья, собрав на одежду весь дождь, выпавший ночью. Крутизна подъема резко уменьшается, теперь она в среднем не более 5°. Тропа неоднократно ветвится и местами теряется, - идем вверх по течению реки Кышласу. Можно рекомендовать выбирать левые повороты. Примерно через час после выхода из леса добираемся до завала, перегораживающего долину справа. Туров на нем нет. После пересечения завала (1 час) есть тропа, траверсирующая левый травяной склон. Видимо, это тропа идет вдоль левого борта долины, и следует идти по ней, вообще обходя камни. Примерно через час пути после завала тропа переходит на противоположный берег реки. Это происходит несколько выше ее слияния с левым притоком. После небольшого (10м) подъема тропа уходит в сторону перевала Заячьи Уши. К перевалам Ак-Айры следуем вдоль реки на расстоянии около 50 м от нее. Подъем по весьма крутому травяному склону, тропа отсутствует. Медленно набираем около 150 м, после чего выходим в совершенно пологий цирк и переходим реку, здесь есть оборудованные площадки. В цирке имеется небольшое озеро, около которого также можно встать. Далее идем вперед под левой по ходу стеной цирка, потом поворачиваем налево в первый после озера существенный распадок и идем вверх по травяному склону крутизной до 30°. Перевал Ак-Айры Западный из долины реки КышласуНемного поднявшись, из-за склона показывается каменистый перевал Ак-Айры Западный. Дальше вверх по осыпному склону. Сразу после выхода с травы крутизна резко уменьшается до примерно 5°, затем, перед самым перевальным взлетом, увеличивается до 25-30°. Тропы есть лишь спусковые. Передвигаемся серпантином до самого перевала - две узкие щели в скальной стенке в 20 м друг от друга. В правой щели есть тур. Перевалы Ак-Айры Центральный и Западный, пик Надежда из долины Ак-АйрыСпускаемся сначала влево, затем вправо по скальным полкам, потом правее по осыпи, затем по снегу крутизной 30°, 100 м, и выходим в верхний цирк перевалов Ак-Айры. Здесь есть места для ночевок (координаты - широта - 43,25.632, долгота - 41,15.097). Далее спуск совпадает с маршрутом через перевал Ак-Айры Восточный.

_________________________________________

Перевал Ак-Айры Восточный (1Б, 3300 м, сн-ск) Расположен в Софийском хребте северо-восточнее вершины Надежда (самая восточная из седловин) и соединяет долины рек Ак-Айры (приток реки Софии) и Чучхур (приток Кизгыча).
GPS-координаты: широта - 43,25.102, долгота - 41,15.606
От урочища Ледниковая ферма в долине Софии переправляемся по бревнам на другой берег и начинаем набирать высоту. Склон не очень крутой. Примерно через 45 минут подъема выбираемся на следующую поляну. Подъем становится сложнее. С большой открытой поляны видны бараньи лбы с падающими с них водопадами Ак-Айры. Справа по ходу начинается тропа, она обходит бараньи лбы справа. Сначала переправляемся через небольшой приток, затем набираем около 100 м, оказавшись на уровне водопадов. Тропа ветвится - правый путь ведет к перевалам Столичный (Баш-Джол) и Иркиз, левый - в цирк Ак-Айры. Набрав довольно круто еще метров пятьдесят, тропа резко уходит налево, траверсируя склон по полке над водопадами. После этого следует достаточно продолжительный подъем вдоль сухого русла, выводящий к Спартаковским ночевкам - зеленой плоской поляне примерно 50 м в диаметре. Отсюда тропа доводит до осыпи и теряется. Путь маркирован турами. Поднимаемся, забирая на осыпь правого борта, и выходим в цирк Ак-Айры (координаты - широта - 43,25.632, долгота - 41,15.097).
Перевал Ак-Айры Восточный из цирка Ак-АйрыДо взлета лучше всего идется по леднику - он открытый и неразорванный. Взлет сначала пологий (20° слежавшейся устойчивой очень мелкой осыпи), затем становится круче, осыпь становится неустойчивой. Не следует подниматься в лоб, лучше приблизительно через 100м подъема после увеличения крутизны склона уйти через кулуар вправо. Выходим на скалы правого по ходу борта - так намного безопаснее и удобнее. По скалам набираем еще метров 100. Далее на последнем участке взлета приходится возвращаться на осыпь. Здесь она очень подвижная, конгломератного типа. Выходим на седловину. Подъем занимает примерно 3 часа. Перевал Ак-Айры Восточный с востокаСпуск быстрее, но не легче, так как представляет собой такую же осыпь, выходящую на снежник и далее на закрытый ледник. Ледник плавно переходит в длинный и довольно пологий снежный язык с плавным выкатом, по которому можно двигаться глиссером. Далее еще полчаса по траверсной тропе правого по ходу травяного склона доходим до Зеленых Озер (координаты - широта - 43,24.429, долгота - 41,15.371), где есть хороший площадки для ночлега. Далее спуск сначала по берегам озер, далее крутого вдоль русла ручья либо по нему, далее по горизонтальному участку долины по тропе, которая идет постоянно по орографически правому берегу реки Чухчур. В конце горизонтального участка справа по ходу путь перегорожен грядой-отрогом правого борта. Тропа идет через него с набором высоты. После спуска с гряды начинается зона редколесья, крутизна склона постепенно растет. Тропа временами теряется, общая рекомендация - искать тропу в правой части полян. Последний участок спуска очень тяжелый. Выбравшись из леса в травяные заросли берега реки Кизгич-Баш, идем вниз по течению, переправляемся вброд через реку Чухчур. По очень мощной тропе идем по урочищу "Чертова Мельница" и выходим к разливу реки Кизгич. Здесь рано утром можно переправиться вброд.

___________________________________

Перевал Ак-Айры Центральный (1Б, 3150 м, ск-сн) Расположен в Софийском хребте северо-восточнее вершины Надежда (центральная седловина) и соединяет долины рек Ак-Айры (приток реки Софии) и Кышласу (приток Псыша).
Подъем по долине Кышласу совпадает с маршрутом через перевал Ак-Айры Западный. Подъем на перевал Ак-Айры Центральный по некрутому скально-осыпному, с выходами снега склону (крутизна до 25°). Явно выраженной седловины нет. Седловина осыпная, с выходами снега. Перевалы Ак-Айры Центральный и Западный, пик Надежда из долины Ак-АйрыСпуск плотной группой по разрушенным скалам (камни!). При выходе на ледник — связки. Спуск из цирка перевалов Ак-Айры совпадает с маршрутом через перевал Ак-Айры Восточный.

Использованы материалы с сайта www.ktmz.boom.ru и www.westra.ru

Fatal error: Cannot redeclare gener() (previously declared in /var/www/budetinteresno/data/www/budetinteresno.info/seetoo.php:44) in /var/www/budetinteresno/data/www/budetinteresno.info/seetoo.php on line 44