Восхождение на вершину Надежда группы из Минеральных Вод в составе двух человек - Анатолия и Натальи. Август 2007г

Этот отчет прислал tolikmv (at)  rambler.ru. Спасибо!

15 августа

Итак, в 10 утра выехали из Мин-Вод на машине. Не доезжая до п.Архыз есть длинная крутая деревянная лестница ведущая к наскальному лику Христа. Ну мы конечно не проехали мимо.

В 14 часов прибыли на поляну Таулу и разбили лагерь. Первый день планировался матрасным - ну там шашлыки, пиво, гитара и чудная природа тех заповедных мест.

Вечером выяснили, что для дальнейшего пути необходимо возвращаться в п.Архыз для оформления пропусков:

(вообще то мы догадывались об этом раньше, но надеялись на наш могучий «авось»).

16 августа

В 8 утра выехали с поляны и в 10 уже получили пропуск, 2 часа потеряли из вот этой бумажки.

пропуск в погранзону

Далее нам нужно было добраться до слияния Софии и Ак-Айры

слияние Софии и Ак-Айры

В поселке Архыз местные заломили 1500р. Мы плюнули и пошли пешком.

Прошли мы не долго - нас подвезли до места за 100 рублей :) . Здесь открывается вид на Софийское седло и одноименные водопады:

Здесь открывается вид на Софийское седло и одноименные водопады:

Ну и конечно же здесь видна наша цель - г.Надежда (3355м) правда тогда мы ещё не знали что это она.

г.Надежда (3355м)

Переправившись через Софию по подозрительно узкому бревну направились по тропе, ведущей вдоль р.Ак-Айры. Поднявшись до водопадов среднего истока сворачиваем налево и далее движемся по зарослям рододендрона и каменистым осыпям по над скалами (на обратном пути открыли что там есть супер удобная тропинка!)

В 15.30 добрались до спартаковских ночевок. По пути встретили несколько групп туристов. Дико устали. Решили разбить лагерь.

Здесь справа хребет Чегет-Чат, а прямо по курсу Абишира-Ахуба, который мы исколесили месяц назад.

Сети здесь нет. Высота ориентировочно 2800.

Вечером с перевала спустилась группа из Пятигорска, как оказалось снимают кино про горы. Пригласили нас на вечерний киносеанс.

Прояснили ситуацию, так как мы думали что наша Надежда слева, пятигорчане, как люди более опытные подсказали. Правда мы ещё долго спорили и вертели карту в руках. И даже потом ещё сомневались. Пили какую-то боярышниковую настойку ... Помню к вечеру погода испортилась, а из-за хребта Чегет-чат даже сверкали молнии... Да, не знала я что завтра ... ладно, все по порядку!

17 августа

С утреца погода была прекрасной! Собрали рюкзаки и пошли выше. Тут климат более суровый - камни, снежники да нависающие ледники.

Тут мы растерялись - куда дальше: направо или налево. Интуиция обманывала налево. Куда и пошли на разведку оставив рюкзаки внизу. Преодолев несколько крутых каменистых насыпей уперлись в скалистую стену. Еле ума дали как спуститься, чуть не поубивались, зато оттуда получилась неплохая панорама нашей вершины.

г. Надежда

Издали увидели группу из 4-х человек (как потом оказалось из Ростова - встретили их при спуске и сняли их записку в дальнейшем):

записк группы из Ростова

Но идти за ними не стали, так как возможно они следовали на перевал, куда нам не надо. Мы решили обойти вершину справа, так как подъём со стороны перевала показался слишком крут. И вот что увидели мы по другую сторону Надежды

А это вид ущелья Ак-Айры, откуда мы и пришли собственно:

вид ущелья Ак-Айры

Дальше я вообще чуть с ума не сошла - Толик пошел разведать дорогу (так как его скорость гораздо превосходит мою) и видимо очень увлекся.

Я осталась ждать внизу под ледником Соловьева, а он, не слыша меня долез до до его правого основания, где превратился в невидимую точку изредка мелькавшую на горизонте. И, о чудеса акустики! Там он услышал как я плачу. Ну а как ещё? Без рации полез черти-куда. Дошло до него что надо поворачивать. Итого путешествовал он по отвесным скалам (как казалось с моей точки обзора) 2 часа! Дальше погода очень разозлилась - наверно в тон моему настроению и сорвалась дождем и больно бьющим градом. Толик ушел вперед и видимо чувствуя вину геройски спустил 2 рюкзака. 15.30 Кое как спустились до места ночевки - под самой вершиной оборудованы места (3000м). Промокли до нитки. Побитые градом поставили палатку.

Немного согрелись, пообедали Биг-Боном с тушенкой, чуть поспали ... Как вдруг началось! Наша палатка ощутила мощный удар - резко задул сильный ветер, нагибая бедняжку и замолотил град, которым нас конкретно присыпало.

град в горах

Но это не самое страшное - вместе с порывом ветра сверкнула молния и раздался такой раскат грома, что земля задрожала, а я подумала что мы сейчас провалимся сквозь землю. Мы сидели в палатке на этой высоте в грозовом облаке как котенок Гав с щенком на чердаке в детском мультике. Длился этот ужас минут 15, потом начало отдаляться. Никогда не забуду угрожающие раскаты грома над головой. Чуть поутихло, мы услышали голоса - мимо проходила группа из Мариуполя (человек 8) - их буря застала на перевале. Пожалели нашу занесенную градом палатку )

Кстати, почему-то все очень удивлялись что нас двое ...

18 августа

Итак, подъем в 7 утра. Погода слегка пугает туманом, но мы невозмутимо настроены на восхождение. Есть надежда что распогодится для покорения Надежды. Прохладно снаружи. Пока завтракали в палатке, пришли гости - метрах в 30 от палатки неспешно прошло стадо кавказских туров.

стадо кавказских туров

Мы насчитали 20 голов. Вот это удача! Мне до этого ни разу не удавалось их заметить, а тут столько! Осторожно, боясь спугнуть вылезли из палатки и наблюдали за их игрищами. Перед уходом насыпали им печенья.

Подъем на вершину Надежда идет по крутой каменистой насыпи.

Подъем на вершину Надежда

Забыла сказать, что здесь постоянно случаются камнепады. А мы без касок - это добавляло адреналина и мы лезли вверх. Идем по осыпи прямо на снежник. И дальше, преодолев небольшой скальный участок, попадаем на вершину!

Смешанные чувства. С одной стороны море счастья! С другой - страх спуска и того что повторится вчерашняя непогода. Сняли записку группы из Ростова, оставили свою, ещё оставили сникерс нашим последователям. На вершине были в 10 часов. К сожалению погода не баловала. Со стороны Чегет-Чата несло тучи, которые цеплялись за макушку Софии. Но кое-что мы все-таки углядели:

Вид с Надежды

слияние рек София и Ак-Айры с Надежды

София с Надежды

Далее было принято решение спускаться с другой стороны - вдоль ледника Соловьева.

Тут я оценила вчерашнее путешествие Анатолия. Правда вначале был неизведанный скальный участок - как потом оказалось самое страшное. Прошли направо по хребту. По бокам крутые обрывы. Вниз нависает крутой ледник с опасными трещинами.

Преодолев незнакомый участок пути, по менее крутым насыпям, пересекая ледник в узком месте мы благополучно спустились.

Спуск с Надежды

Уже на подходах к палатке заморосил дождик, как будто Надежда провожала нас со слезами. Спустились в 13 часов.

Пообедали, собрали рюкзаки. дождик перестал. Попрощались с вершиной и пошли вниз. Благополучно спустились по тропинке, снова начался дождик.

На этот раз с попуткой повезло меньше - километров 6 протопали пешком, дальше добрые люди добросили до поляны Таулу. Тут наевшись хычинов с айраном, позвонив и успокоив родственников и друзей поставили полатку на поляне Мостовой в сосновом лесу на берегу речки с голубой архызской водой.

Ну а дальше - костер, чай с вареньем из шишек (оказалось гадость редкостная!) и подведение итогов похода.