Мезмай

21-22 февраля 2009 г. (суббота-воскресенье)

Маршрут: Краснодар – Мезмай. Выехали из Краснодара в 7-30. Группа собралась «пестрая», многие не знакомы друг с другом. Но это не мешало, мы быстро перезнакомились, шутили и веселись по дороге.

Мезмай – для меня известное и любимое место. Поэтому я с удовольствием пригласила друзей. Компания собралась действительно удачная. Только организатор этого выезда несколько раз «удивил» нас в плохом смысле этого слова. Но я решила, что даже отрицательный опыт может кому-нибудь пригодиться… хоть сами решите собрать группу, хоть присоединитесь к какой – сможете учесть уроки других…

Ведь Мезмай от этого не становится хуже – это всё тоже интересное и живописное место нашего края! )))

Дорога в Мезмай… хотя было озвучено, что доедем до Гуамки, а оттуда – люди пешком через ущелье в Мезмай, а вещи – на каком-нибудь джипе через гору в поселок, все пошло по-другому. Организатор молча по ходу сменил маршрут. Даже в Апшеронске во время остановки на рынке нам ничего не сказал.

НО! ..здесь интересный момент – если ты не организатор, по ходу движения надо все время спрашивать! И сразу поднимать шум, если идут отклонения от объявленного маршрута. Ведь по факту, не все организаторы – ответственные люди.

Так вот… из ст-цы Нижегородской мы по гравийке поехали влево (от церквушки в центре станицы). Через некоторое время я поняла, что мы где-то там, где я не была, ведь знакомой хорошей асфальтированной дороги в Гуамку не видно. Но окончательно уже сообразила поздно, когда мы стали подниматься в гору.

Здесь стоит отметить несколько моментов:

Та дорога – гравийка, была слегка присыпанная снегом. Вообще она трудна для прохождения простым машинам даже с зимними шинами. Наш мерс-автобус телепало из стороны в сторону. Как-то он даже сильно скатился вниз, чтобы все-таки преодолеть один подъем. И это еще при том, что мы поднимались по примерзшей дороге с большим грузом людей и вещей. В этой части дороги народ уже стал утомляться, ведь все видели, как тяжело идет автобус и «напрягались».

А если там ехать к обеду, когда дорога еще подтаит, то будет еще сложнее. Поэтому, учтите, что здесь транспорт должен быть действительно «проходимый», чтобы не пришлось толкать машину!

Итак, мы добрались… Разместились в турприюте «Чобиток», что на ул. Рабочей, 17. Место хорошее – домики отапливаются (конечно, печка, дрова – но зато действительно тепло!), есть водичка, кухонька, посуда и газ – чтобы приготовить еду, столы и навесы на улице, мангал.

Быстро покидали вещи, перекусили с дороги и наш гид стал собирать народ на прогулку вдоль Курджипса. Еще один момент – не было объявлено, куда идут, какой маршрут, насколько сложный… группа пошла…

Мы с другом остались, чтобы дождаться ребят, которые чуть позже ехали на машине… точнее, тогда уже толкали ее через перевал. Когда они добрались и отдышались, мы все перекусили и спокойно пошли к реке (было около 15-00), по каньону Курджипса, прогуляться… нас никто не гнал, шли себе в удовольствие и наслаждались природой. Прошли мы минут 40 по тропе, которая прямо над речкой. Дошли до уступа в горе, который можно пройти только с помощью веревок или прутьев, которые там натянуты. Мужики быстро преодолели эту часть, а мы (девчата) не стали, да и обувь была не самая подходящая. Мы просто гуляли, спустили к воде поближе, фотографировались – благо ущелье было очень живописное: снег, сосульки, изумрудно-бутылочно-зелёная река, деревья поросшие мхом, вечнозеленый самшит выглядывает из-под снега… красота!

В этот момент я узнаю, что двое наших друзей вдруг «отстали» от той группы. Это меня сильно удивило, ведь ребята – бывалые туристы… Когда дозвонилась до подруги – услышала шквал матов и возмущения… Гид ради шутки, что ли, сказал им подняться наверх по тропе, откуда спуститься уже было невозможно – или ооочень трудно. Поэтому они остались наверху, а та группа – пошла назад по тропе вдоль речки.

Хорошо, что ребята встретили там, на верху других туристов, которые и помогли им вернуться назад, в поселок.

Очередной вывод: перед началом маршрута озвучивать, куда идем и какова сложность, есть ли подъемы и прочие трудности. И конечно, соизмерять это с силами людей, которые идут, и придерживаться этого…

Думаю, на первый день, да сразу после приезда на место нужны легкие прогулки, чтобы люди просто оклиматизировались, подышали свежим воздухом, посмотрели по сторонам. А так получилось, что к вечеру все были вымотаны: одна часть – от прогулки, другая  - от дороги до Мезмая, а я с другом – от беготни между людьми и организатором поездки.

Ну, хватит эмоций…

На вечер была заказана баня. Баня (в местной гостинице) оказалась хорошая, достаточно просторная, в ней свободно могут париться 6-8 человек. Но как раз количество людей – там принципиальный момент. В час должны париться по 6 человек, не больше. Иначе хозяева требуют доплаты. За «перегрузку», которую наш гид не стал оплачивать, поплатились мы. Нам просто отключили воду. После парилки мы слегка обтерлись холодной водой, т.к. нормально помыться просто было нечем. Из-за беготни и разборок по ходу бани мы, кто еще был в бане,  нормально не прогрелись, а люди, которые уже вышли и стояли во дворе, стали замерзать, т.к. их просто не выпускали со двора. Вот такая баня… Хотя повторюсь, сама банька вполне приличная… да и вообще, в Мезмае много бань, и частных, и в гостевых дворах… только договоритесь заранее – и погреете косточки себе в удовольствие!

После бани мы сделали шашлык… и он получился отменный, разнообразный. Хорошо, что с количеством дров проблем не было. Угли в принципе брали из печек в домиках, там уже нагорело за день.

Наш ужин прошел прекрасно. Хохот стоял несколько часов, все отбросили «сложности» это дня и просто расслаблялись, шутили и травили всякие истории. …потом разошлись спать… Кстати, печки в домиках на этой базе хорошие, хоть и приходилось подкидывать дрова ночью, зато никто не замерз, даже раскрывались…

Вообще, что касается хозяйки - она молодец. Там где нужно было доп. отопление – давали эл. обогреватели, дрова тоже – в свободном доступе. На второй день предлагала еще людей взять на прогулку на Ступеньки…

2-й день – просыпались и умывались не торопясь. Пока завтракали, зашел наш организатор и объявил, что отправляемся в 12-00. Мне «на ухо» - не торопитесь, это я так, для затравки… Позже, в начале первого – заходит и подгоняет… Короче, неточная информация только раздражает и сбивает с толку.

Итак, мы собрались и погрузили вещи в автобус, который с вещами отправился через гору, а мы пешком – через ущелье от Мезмая до Гуамки. Перед выходом попросили Лену, хозяйку базы, чтобы она позвонила в местный музей.  Его открыли для нас. Мы там поглазели на всякие вещицы, которые делают местные и кое-что купили. А ещё сувениры и книги продают в магазине рядом с музеем.

Итак, в ущелье мы вышли в 13-10. Мы с другом шли позади… и увидели, как четверо гусей сплавляются по реке. Было интересно наблюдать, как они дружно рулят к нужному месту и дисантируют на другой берег Курджипса. )))

В ущелье группа стала растягиваться, но за нами «присматривали» два пса из турприюта, рыжие смешленые собаки.

Красоты вокруг радовали! …вообще, не представляю то время года, когда в Гуамском ущелье может быть некрасиво! До моста мы шли 1 час 10 мин, от моста  до поселка – еще час, всего по ущелью – 2 часа 10 мин. В общем, шли живенько, хотя фотографироваться и глазеть по сторонам успевали. А если идти совсем спокойно, еще и сделать где-нибудь привал – перекусить, то часа 3 уйдет на прогулку.

В Гуамке мы собрались около машины, погрузились и выехали. (Там сделали хорошую асфальтированную стоянку для машин около базы «Большая медведица»). Чуть отъехали и остановились у магазина в центре поселка. Кстати, в магазине, конечно, продукты и вода подешевле, чем у самого входа ущелья.

Есть еще несколько моментов, которые хочется отметить.

Вывод: если ты организатор, рассчитывай время свободно, без «напряга». Ты никуда не опаздываешь, а люди, которых ты приглашаешь, вообще едут отдыхать. Поэтому «гонки» со временем быть не должно, но и разбрасываться временем тоже не стоит. Ведь много хороших впечатлений за 2-3 дня – это основная цель отдыхающих. Спокойно составляй график – и придерживайся его.

При входе в Гуамское ущелье (из поселка) есть гостиница, за ней – мост через речку, на другом берегу – туалет. Если идти со стороны Гуамки, народ надо отправить в туалет, ведь в ущелье особо не «присядешь за кустом». А пока суть да дело – люди смогут пофотографироватся на мосту, осмотреться.

Свободное время на базе также стоит чем-нибудь занять. Например, там где мы были, есть площадка, можно натянуть сетку для волейбола. Мяч, бамбинтон и т.д., и т.п. Чем больше здорового отдыха, тем лучше… Выпить люди смогут и в городе… а вот так отдохнуть – нет…

Маршруты и трудность прогулок распределять на разные группы людей. Ведь собирается совершено разный народ, кто-то хотя бы просто пройдется – уже нагрузка, а кому-то можно и с обвязками – переправляться через речку. Будет хорошо, если все получат свою нагрузку. А те, кто послабее и будет меньше гулять – просто отдохнут на месте стоянки или займутся приготовлением еды.

Если идти в ущелье от поселка Гуамка, бывает, что берут какую-то плату за вход. Это нужно будет узнавать!

Но в целом, итогов много, в том числе – положительных. Есть громадный багаж для собственной организации прекрасной поездки!!!

Николаева Светлана

Комментариев нет - Ваш будет первым!