Глава 5. Огонь, ниспадающий с неба

© Александр Дмитриев

перейти к содержанию книги

перейти к содержанию раздела "Краеведение"

…Ибо Господь, Бог твой,
есть огнь поядающий…
Библия, Второзаконие,
Глава 4 стих 24.

 

В свое время меня заинтересовало, к чему в самой Библии приравнивается Бог. Выписано было немало разных цитат, например широко пользующаяся популярностью у баптистов «Бог есть Любовь». Но то, что Бог питается огнем – это мне казалось действительно непонятным…

Большинство верховных богов так или иначе связаны с огнем, спадающим с неба. Попросту говоря, с молнией. Зевс-громовержец держит в руках молнии. Огнем с неба поражает библейский Господь Содом и Гоморру. Древние славяне поклонялись Перуну. Если мы вспомним, что окраинные выражения – наиболее древние, то легко переведем название «Перун», как «громовержец». Действительно, слово «жрать» более древнее, чем «есть» или «кушать», потому что относится к санскритскому корню, от которого произошли слова «жерло» (у пушки), «горло», - корень «гр» или «жр». Сейчас слово «жрать» кажется грубым, неприличным. Точно так же и слово «пернуть», понятное всем, кажется неприличным. Скорее всего, оно просто достаточно древнее и обозначает не что иное, как «произвести звук», «создать гром». Перун – это попросту «громовержец», точно также как у греков их Зевс. Только по-славянски. Человек, часто издающий громкие звуки при несварении желудка, называется почти точно также – пердун.

Нет дыма без огня, нет грома без молнии. Поклонение такому жуткому и мощному явлению, как молния, понятно даже без объяснений. Кто пережил удар молнии неподалеку от себя, поймет о чем я говорю. Мощь удара такова, что долго еще мороз по коже пробирает при одном воспоминании… Земля дрожит, волна бежит по земле и ощущается всем телом… Ужас даже для современного человека.

Поэтому, видимо, наши древние предки, индоевропейцы, почитали молнию (богов, кидающих молнии в землю).

Если мы примем это, как версию, то получается нестыковка… И змеям поклонялись, и молнии…

 

Отступление 5

Черный и красный

Яйца также красят луковой шелухой…

Из рецептов для Пасхальных праздников.

 

Вы не задумывались, а зачем яйца на Пасху красят? «Красный» по славянски означало «красивый», это общеизвестно. «Красить» означало также «украшать». Славяне красили яйца и катали их с горки… Красная горка – так назывался праздник наших предков.

Зачем катать яйца с горки?

Казимир Жигульский, министр образования Польши, был одновременно очень неплохим ученым. Он собрал и исследовал огромное количество обрядов разных народов. Проблема выбора супруга, пары для жизни, была достаточно серьезной у всех народов. Например у северных народов был праздник масок. Мужчины и женщины надевали маски, скрывающие лица, и шаман назначал пары независимо от желания самих участников: эта маска с этой, а вот эта – с этой. В Африке надрезали (помечали) палочки, бросали их в воздух, и чья палочка на чью ложилась – те и становились мужем и женой.

Славяне подходили, наверное, более изобретательно к этому важному вопросу. Мне кажется (примем это как фантазию), что Красная Горка – как раз такой обряд. Яйца, раскрашенные не луковой шелухой, а каждое отдельно (как делали мы в детстве в деревне), отличались все друг от друга. Парень и девушка одновременно запускали яйца со специальной горки, с мостиков, с наклонных досок. Яйца имеют такую форму, что катятся не по прямой, а как бог на душу положит, из стороны в сторону. Если яйца сталкивались, то пара считалась избранной «свыше» - и соединялась для продолжения рода… От этого сексуального, в принципе, обряда, остались три звена, три элемента: обычай стукаться яйцами на Пасху, красить яйца (раньше это помогало отличить, кому принадлежит какое яйцо), и целоваться … (Кстати, Фрезер упоминает, что в состязаниях у костров, тому, кто первый добегал до костра, женщины дарили крашеные яйца. Та же идея «соединения» с яйцом – символом.). Конечно, целоваться – смягченный вариант прежнего соединения пар, но мир становится другим и не будем об этом жалеть…

К таким мыслям меня привело размышление над другим, очень распространенным обрядом, сохранившимся в виде детской игры.

Горелки были очень популярной игрой на Руси. Играли все и очень веселились… Пушкин, говорят, любил эту игру. Вспомним, что там говорится во время игры:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!»

При словах «звенят» пара срывается и бежит. Когда они поравнялись со стоящим спиной к ним участником игры, тот (та) тоже начинает бежать. Парень, соответственно, за девушкой, а девушка за парнем. И если догоняет, то забирает себе пойманного в пару.

Играя еще в детстве, я заметил, что через некоторое время, несколько кругов игры, пары разбиваются по двум признакам: те, кто друг другу сильно нравится, и те, кто побойчее и порезвее ловят себе тех партнеров, кого захотят. Ведь если ты быстро бегаешь, то можешь всегда «отловить» любого другого участника. А если тебе просто кто-то сильно нравиться, ты можешь и не слишком быстро бежать, чтобы тебя «поймали» - поддаться. Таким образом в племени, в роду, в общине, сохраняется принцип свадьбы по обряду гандхарвов, как бы сказали индийцы (по любви), но и остается место для браков по принципу соединения «отборных», «лучших», самых быстрых… Довольно «продвинутый» метод, оставляющий место и любви и пользе всего племени.

Кстати, у индийцев существовало целых семь разновидностей свадеб. А именно: пайшача – когда брали жену насильно, против воли (наиболее «низкий» вид); ракшаса – похищение или военная добыча; гандхарва – по согласию, по любви, без чьего-либо утверждения или согласия, кроме самих возлюбленных; асура – с выкупом за невесту; праджапатья – с заранее оговоренными условиями; арша – у жрецов, когда отцу невесты давались две коровы; дайва – девушка приносилась как дар жрецу, или как жертва; и брахмья – выдавали богатую невесту за брахмана. Из них у нас в свадебном обряде остались элементы похищения, выкупа (даров) за невесту…

Никто не задумывался, кстати, почему праздник свадьбы для жениха, а украшают посему-то лентами свидетеля? Ну это я так, к слову…

Вернемся к горелкам, чтобы закончить их исследование. Что означают слова обряда? Гори, гори ясно – это горели весенние или осенние свадебные костры. Парень и избранная девушка прыгали через костер, чтобы «закрепить» выбор, венчание. Птички летят, потому что свадьбы играли весной и осенью, в нашей полосе – пора перелетов. А вот какие это колокольчики звенят, я понял, увидев танцы индийских девушек. Они сохранили древний обычай надевать на ноги колокольчики для украшения. В индийском танце умение двигаться так плавно, чтобы колокольчики не звенели, считается высоким искусством. Наверное, когда наши прапрабабушки бежали изо всех сил, участвуя в обряде «горелок», колокольчики звенели вовсю…

Так что красный цвет – цвет жизни, цвет свадьбы, цвет весны… Но не всегда…

А что же черный цвет?

Мы знаем, что из всех индийских богов Кришна был черного цвета. Само слово «Кришна» означает «темный». Это санскритский древний корень «крч», «крш», «чрт», сохранившийся в словах, связанных с подземным царством. Крот, коричневый, черт, карачун, - все эти слова одного корня, связанного с черным цветом подземного мира. Оттуда же и слово «скорчиться» - ведь покойника хранили часто в скорченном положении… Черный – цвет смерти.

Где же мы видели «красную» смерть?

Об этом позже. Сейчас вернемся к змеям и молниям.

 

Конец отступления 5

 

Загадка смены повсеместно поклонения змеям, странное распространение верований про огнедышащих драконов, также повсеместный переход к поверьям в громовержцев-молниеметателей меня мучала долгое, долгое время. Изучение старых легенд и текстов не давало даже намека на решение. И вот, перечитывая любимого Сомадеву я вдруг обратил внимание на один отрывок…

«И в тот же миг поднялась из озера страшная туча, и охватила она все небо и пролила яростный ливень, и из середины тучи ударил в землю черный змей. …еще один змей ударил в землю, и видьядхары все до одного отпрянули, опасаясь яда и огня, изрыгаемого им… » (Сомадева. Океан сказаний. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, Москва, 1982, стр. 183.)

Эврика!

Этот отрывок древнейшего сказания просто бесценен. Связующее звено цепи, исчезнувшее в других текстах и легендах, сохранилось, все-таки сохранилось во времени! Он дает ключ к пониманию, как связать «поколения» богов, которым поклонялись древние наши предки. Мы знаем, что бьет из тучи во время грозы – молния. Молния похожа на змею, ее всегда изображают как зигзаг на пиктограммах и рисунках. Молния несет огонь, убивающий живое. Вот как предстает молния в описании этого отрывка – черный змей, изрыгающий огонь, убивающий живое. Илья Пророк, Перун, Громовержец-Зевс и многие другие верховные боги наследников индоевропейской культуры «замещали» собой змея не случайно: о поклонении змею индоевропейцами сказано достаточно. Ведь из этого отрывка совершенно понятно, что громовержец и есть тот самый верховный «змей», повелитель змеев-молний, летящих из тучи в землю...

Громовержец и змей – это на самом деле одно лицо, один бог, - это мостик между казалось бы прерванными традициями поклонения. Да не было никакого прерывания, никакой смены. Поклонялись молнии и боялись молнию, считая ее небесным змеем, изрыгающим огонь и убивающим людей. Просто для древнейшего верования возникло другое представление или толкование, новый образ. Не нужно придумывать сложных теорий и строить ученые гипотезы от том, почему произошла вдруг смена повсеместного поклонения змею (как поклонялись славяне до Христианства) поклонениям новым богам. В раскопках в Новгороде, как рассказывал нам на своих лекциях и описывал в научных работах академик Янин (Пользуюсь случаем сказать ему спасибо, равно как Б.Пищику, И.Свенцицкой, признанной специалистке по раннему христианству, Афанасьеву Михаилу Дмитриевичу, которые читали лекции в Доме Атеизма в советские восьмидесятые, у которых я учился и которые многому научили меня…) , находили множество «змеевиков» ранних славян-христиан. На одной стороне медальона, обычно медного, изображен змей, на другой – христос. Долгое время я приводил этот пример как пример хитроумного мышления наших предков: приходят волхвы – поворачиваешь медальон змеем наверх, приходят священники – Христос уже твой бог. А то ведь и те и другие были круты на расправу. Теперь понятен и более глубокий смысл подобной смены. Новые громовержцы – это не смена религии, это продолжение старой традиции в другой формы. Эволюция веры не прерывается скачком, а продолжается слегка изменившись. Если вспомнить про принцип бритвы Оккама(Оккам советовал, выбирая из двух теорий – сложной и простой, всегда придерживаться более простой), мы видим что эта мысль проста и логична и заменяет множество сложных построений. Надо только правильно понять описание, донесенное до нас Сомадевой.

Понятно теперь и то, почему многочисленные драконы описаны как огнедышашие. Собственно говоря, дракон, есть просто более поздняя переработка этого же образа – змей, изрыгающий огонь, попросту «молния».

Огонь, ниспадающий с неба, связь божества с огнем, поклонение змею – эти звенья становятся понятны, если мы соединяем разрозненные звенья золотой цепи…

 

перейти к содержанию книги

перейти к содержанию раздела "Краеведение"


Если Вам известны древние легенды, обряды или обычаи и Вы можете рассказать о них: свяжитесь с автором книги (admitriev (ат) ru.ibm.com) или автором сайта

 


Комментариев нет - Ваш будет первым!


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: Воceмнадцать прибaвить 1, минyc чeтырe (ответ цифрами)