Глава 2. Хромоногие боги

© Александр Дмитриев

перейти к содержанию книги

перейти к содержанию раздела "Краеведение"

 

.

«Черти переглянулись.
Не было хромого беса,
а он у них за самого старшего».
Сказки Верховины.(Закарпатское областное книжно-газетное издательство, Ужгород, 1963 год, стр. 272.)

 

Тем, кто внимательно читал легенды и предания, не могло не броситься в глаза одно странное обстоятельство. Количество хромых героев и богов на квадратный сантиметр текста просто превышает всякие нормы. Куда ни глянь, кого из потомков индоевропейского ядра ни возьми, у всех более-менее приличных богов и демонов, героев и воителей проблемы с ногами… Впору призадуматься.

Дьявол, как известно, - хром (или с кривой ногой, с козьим копытом). Баба-яга всегда отмечается как «костяная нога». Гефест – кузнец греческой мифологии – был сброшен Зевсом с Олимпа и поломал ноги. Сам Зевс не избежал травматизма: по преданию во время борьбы с Тифоном ему подрезали жилы. Кришна, славный победитель дракона, из индийского эпоса, был ранен в пяту. Ахилл, воитель, равный богам в битвах, непобедимый никаким оружием, имел, как известно уязвимое место – пята. Иаков, израильский великий прародитель, во время борьбы с самим Богом, был побежден только когда Господь повредил ему бедро (кстати, с тех пор иудеи, как комментирует Библия, не едят жилы из бедра). Обратимся к нартам, сохранившим очень много в традициях от древности – герой их эпоса, Сослан, все тело которого было закалено и стало тверже булата, тоже имел только ногу как уязвимое место. Не правда ли, многовато хромых? Но можно найти и больше.

Согласно книге «Толдот Иешу» о Христе, Христос стал равен Богу, когда сумел вынести из Храма зашитый в бедро кусок пергамента, на котором было записано настоящее имя Бога. При храме стояли медные собаки, и лаяли на каждого, кто выходил из него. Человек терял память и все великие тайные знания, которые он приобрел в Храме. Иисус сумел, ценой поврежденного бедра, сохранить эти знания вне храма. Кстати, интересно, что похожий сюжет мы видим и в греческой мифологии. Люди, умирая, пересекают Стикс, реку, отделяющую царство живых от царства мертвых. Кербер (Цербер), медная трехголовая собака, лаяла на людей при входе в Аид – и те теряли память. (Приношу большую благодарность Геннадию Семеновичу Батыгину, к сожалению, рано ушедшему в иной мир, за эти сведения.)

Недостаточно?

Илья Муромец, борец с идолищами погаными, с захватчиками, с драконом – ведь тоже сидел сиднем на печи тридцать лет и три года. Не мог ходить, ноги его не слушались. А уж как пошел, так держись!

Не покажется уже нам странным и образ Колосса из Библии, который стоял на глиняных ногах. Именно ноги – слабое место великана, силача.
Богатырь – Сасрыква умирает, когда ему ломают ногу в колене… Это абхазские сказания.

А вот Библия – после изгнания из рая, грехопадения, Господь говорит очень интересную фразу: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между меменем ее: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие, глава 3, стих 15.). Помимо четкого упоминания «пяты», пораженной змием, здесь есть и еще одна древняя идея – борьба Женщины и Змия. Причем Змей и его потомство будет сражаться не только и не столько с самой женщиной, сколько с ее ребенком… Пока запомним это, для дальнейшего разбирательства.

Что же нам рассказывают самые близкие нам предки – славяне? Сохранили ли они сюжет, связанный с поврежденной ногой у главного героя?

 

Отступление второе

 

К другим Тассили

 

Жил да был французский студент-археолог. Как-то пошел он гулять и зашел на выставку современного искусства где-то в центре Парижа. Совершенно случайно на той же выставке прохаживался французский президент. Разговорились они, и дал президент студенту много денег, чтобы тот поехал в Тассили-н-Анджер, что в Африке, и скопировал редчайшие наскальные надписи и рисунки, сделанные тысячи лет назад. Если мы вспомним, что Африка – самый вероятный кандидат на колыбель человечества, на тот бассейн, в котором зародилось маленькое племя homo sapiens sapiens, человек разумный, то дело это кажется интересным. Все это кажется сказкой, но так было на самом деле и Анри Лот, а так звали этого студента, выполнил задачу и открыл миру изумительную, потрясающую наскальную живопись предков масаев, африканского племени.

Масаи живут и сейчас примерно в тех же районах Африки. Анри жил среди них, и стал знаком со многими их обрядами и традициями. Это помогло ему понять смысл многих рисунков. Анри Лот говорит, что многие рисунки стали понятны потому, что масаи до сих пор придерживаются обрядов, которых придерживались их предки десятки тысяч лет назад, когда Сахара была покрыта озерами и реками. (Лот пишет, что в пустыне до сих пор есть огромные пересохшие озера и русла рек, покрытые костями древних животных – бегемотов, крокодилов, рыбные скелеты. Я поверил в это, когда, работая в «ящике» увидел результаты специальной съемки из космоса. Песок как бы стал «прозрачным» и стало видно, что под ним Сахара покрыта сетью древних русел).

Анри в своей замечательной книге «К другим Тассили» отмечает, что наскальные изображения сохранили обычай предков масаев в качестве жертвы богам приносить мясо из бедра осла. Прошли тысячелетия, но именно из бедра убитого животного и по сей день приносят жертву богам масаи. Кроме того, само мясо из бедра у них есть запрещено.

Значит, и африканские племена тоже через тысячелетия пронесли эту странность, особое отношение к ране на ноге, идею хромоногости... Ну, например, абхазы, которые в древности имели довольно тесные связи с Африкой (существуют даже «негритянские» абхазы – потомки пришельцев из Африки, осевших в Абхазии) – тоже знают подобный сюжет.

«Они были уже близко к цели, когда запас мяса иссяк. Орел крикнул несколько раз, и, не получив мяса, обессиленный, стал опускаться. Тогда Сасрыква, не долго думая, вырезал из своей икры кусок мяса и накормил орла. Тот снова стал подниматься и вылетел из пропасти» … Так описывается эпизод, когда абхазский герой Сасрыква выбирается из подземного царства, потустороннего царства. (Абхазские сказки, стр. 59. Сухуми. 1966 год. Издательство Алатарь. Составил, обработал и перевел с абхазского Х.С.Бгажба)

 

Конец отступления

 

«Но когда были уже всего в двенадцати метрах от земли, все харчи вышли. А Змей есть просит: - Дай скорее есть, а то упаду! Коровий сын отрезал ножом кусок мяса от своей ноги и дал Змею…». Так донесли этот эпизод до нас западные украинцы в своих сказках… (Сказки Верховины. Закарпатское областное книжно-газетное издательство, Ужгород, 1963 год, стр. 169. )

В русских сказках есть точно такой же эпизод. Богатырь выбирается из подземного царства на крыльях орла. Герой собирает большой запас мяса, чтобы кормить в пути орла. Обычно упоминаются десятки быков. Но все равно – когда уже орел почти вылетает из бездны, мясо кончается. И орел начинает падать. Ничего не остается делать герою, как вырезать кусок мяса из собственной ноги (икры, бедра) и отдать орлу. Только это позволяет герою преодолеть последние метры и выбраться с «того света» в мир людей.

Интересно, что само мясо, эта жертва, как бы и не нужна. Она скорее символическая, чем реальная. Орел чувствует, что мясо отличается по вкусу от бычьего, и не глотает его, а прячет под язык. И по прилете выплевывает мясо так, что оно прирастает к ноге героя и нога исцеляется. Значит, орел мог долететь и без этого мяса. Важно, видимо, не мясо, а сама готовность героя принести жертву?

Но не будем гадать. Попробуем отвлечься от декораций, пестроты описаний и характеров, и увидеть – что же одинакового во всех этих эпизодах?
И оказывается, что все эти эпизоды объединяет то, что герой пересекает границу миров. Неважно в каком направлении, главное, что он переходит из одного мира (скажем, людей) в другой (мир богов). И приобретает черты представителя другого мира. Если это человек, то он станет непобедимым силачом, великаном…

Вернемся к нашим героям и посмотрим повнимательнее на эпизоды, уже с новым пониманием смысла обряда...

Илья Муромец из простого человека стал сверхсильным героем, непобедимым силачом и воином. То же самое можно сказать о других героях – Сасрыкве, Сослане, Ахилле… Гефест получил травму ног, когда его сбросили с Олимпа (мир богов) вниз (мир людей). Дьявол был сброшен в свое время из рая в бездну ада, тоже иной мир. Зевс и Кришна получили травму в борьбе за то, чтобы из обычного бога стать супер-богом, главным богом, перейти в иное качество. Христос, по версии «Толдот Иешу», получил рану на бедре, когда стал равен Богу по своим знаниям. Иаков борется с Богом, получает рану на бедре, становясь прародителем целого народа…

Кстати, древний славянский бог Койструбонько. О нем почти ничего не известно – не сохранилось информации… Ученые делают различные предположения, но это скорее гипотезы и домыслы. Мы же можем выдвинуть свою гипотезу, укладывающуюся в нашу схему: «койструбать» означает «хромать». Правда, занятно? Кстати, и в Махабхарате упоминается, что на правое колено должны были садиться снохи… А римляне считали, что если сидеть нога за ногу, это приведет к несчастью. Но это так, небольшие отступления…

Распространенность сюжета среди индоевропейских народов так широка, что мы явно имеем дело с очень древним обрывком золотой цепи. Что по этому поводу говорят индийцы, наиболее близко стоящие к древности?

Эпизод с кормлением птицы собственным мясом встречается у Сомадевы в нескольких местах… Например, в рассказе о Шиби, который принес в жертву самого себя, чтобы спасти голубя от сокола…

«Тогда сказал ему сокол: «Раз так, что дай мне мяса от своего тела». – «Пусть будет так», - согласился обрадованный царь (Шиби), но сколько кусков мясо он ни отсекал от себя, голубь все равно весил больше. Тогда Шиби сам встал на весы…» Здесь сохранился очень важный момент: жертва не нужна, это скорее знак, символическая жертва. Потому что, когда Шиби встал на весы, раздался голос богов, которые похвалили героя за стремление пожертвовать даже собой, чтобы спасти голубя (в голубя обернулся бог Дхарма, а охотился за ним Индра в образе сокола…) (Сомадева. Океан сказаний. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, Москва, 1982, стр. 41. Кстати, Афанасьев приводит именно этот эпизод для демонстрации того, что древние верили в странных птиц и создавали их фантастические образы. Суть эпизода же не толковалась.)

В другом эпизоде у Сомадевы мы видим еще более интересное описание. Видимо, «бедро» - настолько важный элемент, что специально оговаривается каждый раз. Его просто невозможно отделить от эпизода перехода из одного мира в другой. Иначе, казалось бы, какая разница, в какое место на теле льва попала стрела?

«Тотчас припомнилось царю виденное во сне, и поразил он льва, пившего воду, стрелой в бедро. Едва коснулось ее острие шкуры льва, как обратился тот в человека…»  (Сомадева. Океан сказаний. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, Москва, 1982, стр. 34. )

В этом эпизоде человек был обращен в зверя, а потом, чтобы перейти границу обратно в царство людей, его должны были ранить в бедро.
Этому отрывку предшествуют три другие звена – спящая женщина, которую укусила змея, умирает без наследника, это самый главный ущерб от нападения змея, это подчеркивается автором, именно не смерть женщины, а то, что она не родила ребенка. Змей как бы атаковал именно ребенка (через его мать).

Мы увидели, что обрывок цепи «герой - пересечение границы миров – жертва человеческой плоти – рана на бедре» достаточно устойчив. Попробуем теперь потянуть за новые звенья и посмотреть, что там далее?

Возникает несколько вопросов, например, а почему всегда в эпизоде участвует птица? Может быть, это тоже устойчивое звено? Почему она ест мясо человека? Почему она помогает человеку/герою преодолеть путь в другой мир? Что за женщина, почему спящая? Что за змея и почему она кусает женщину? Важен ли сын женщины для этого эпизода? За мной, читатель!

 

перейти к содержанию книги

перейти к содержанию раздела "Краеведение"


Если Вам известны древние легенды, обряды или обычаи и Вы можете рассказать о них: свяжитесь с автором книги (admitriev (ат) ru.ibm.com) или автором сайта

 


Комментариев нет - Ваш будет первым!


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: От пяти отминycовать тpи (ответ цифрами)