Глава 12. Ригведа и остров «Мэн»
© Александр Дмитриев
перейти к содержанию раздела "Краеведение"
Индры героические деяния
сейчас я хочу провозгласить:
Те первые, что совершил громовержец,
Он убил змея…
Ригведа, «К Индре».
Махабхарата, Рамаяна, Ригведа – эти книги можно читать не только, чтобы увидеть в них религиозные откровения. Можно читать их как бесценный источник знаний о древнем мире, обычае, обрядах.
В Ригведе повествуется о вещах сказочных. О битвах богов и их подвигах, о героях и демонах… Главный бог Индра – что о нем говорится в самом начала? Сразу же рассказывается о его борьбе со змеем. Знакомый сюжет. Рассмотрим детали этой борьбы…
Ты выпустил для бега темь потоков
Не помогли ему ни молния, ни гром,
Ни тот туман, что он раскинул, ни град.
Когда Индра и змей сражались…
Так рассказывается об этой схватке. Интересно, во-первых, что сразу приходит на память элемент, тоже встреченный в «Откровении», который мы пропустили, вернее не обратили до поры на него внимания. Это поток, выпущенный в борьбе между сторонами (женщина, божественный младенец и змей-дракон).
Это глава 12, стих 15: «І пустив змій за жінкою з рота свою воду, наче ріку, щоб її в ріцї втопити.» - я взял украинский вариант для разнообразия. Правда, в европейском (русском, украинском, латинском) сюжете поток воды выпускает змей, а в индийском – Индра, но это только подчеркивает нашу мысль… Потому что «смена» богов, как мы понимаем, кажущаяся. Она означает, что в свое время, в глубокой древности, сам змей был верховным богом и пользовался всем арсеналом вооружений, доступных богам. Примеры видим в этом же отрывке из Ригведы – обратите внимание, змей борется с Индрой молнией и громом! Да еще градом! Ведь именно так уничтожаются дети Орла в русских сказках – кровавым дождем и градом. Причем в первом абзаце говорится, что «громовержец» - Индра! Но идем дальше.
Великого Змея, с которым сражался Индра, зовут Вритрой. Вот как описывается дальше схватка:
Он убил Вритру, самого (страшного) врага, бесплечего,
Индра - дубиной, великим оружием.
Как ветви топором обрубленные,
Змей лежит, прильнув к земле.
Как плохой боец в пьяном угаре он вызвал
Великого героя, покоряющего силой, пьющего выжимка сомы.
Он не выдержал натиска его оружия:
Безликий от пролома, он раздавлен - тот, кому Индра враг.
Безногий, безрукий боролся он против Индры.
Тот ударил его дубиной по спине.
Вол, хотевший стать противником быка,
Вритра лежал, разбросанный по разным местам.
Потрясающий ключ к отгадке! Помните, мы договаривались искать уже знакомые элементы и обдумывать их. В первой части этой книги подробно обсуждался вопрос о «безногих», «хромоногих» и вообще имеющих проблемы с ногами богах и демонах.
Несмотря на то, что нам удалось понять связь этого элемента с переходом в «иной мир», осталось абсолютно непонятным, почему же этот элемент связан именно с «безногостью». Ну, скажем, почему не наносят шрамы на грудь или лоб – где виднее?
И вот, древние индийцы сохранили для нас этот сюжет в древнем виде, в нужном сочетании элементов, так что отгадка просто лежит на поверхности.
Действительно, ведь самая главная битва, самый главный «переход» - свержение Великого Змея, верховного бога – вот что лежало в основе этой традиции. А змей – безногий по определению. Даже в Библии осталось это упоминание о том, что змея «ходит на животе».
Действительно, может быть, само звено, это древенейший элемент – «безногость», «хромоногость», «знаки на бедре», связано с тем, что давным-давно главным верховным богом был Змей. И «безногий» было таким же его обязательным атрибутом, как «костяная нога» у Бабы Яги, как слово «добрый» для «молодца» и «красная» для «девицы»?
Тогда становится понятен логический смысл обряда нанесения шрамов на бедре при переходе на иной уровень. Порассуждаем, как могли рассуждать наши далекие предки.
«Мне надо стать на один уровень с богом, - полагали они, - значит, надо стать похожим на бога. Бог – змей, он безногий. Притворюсь и я, что мне отрубили ногу, тогда боги подумают, что я «из их стана», «их человек», то есть змей!»
Потом, с тысячелетиями, смысл этого обряда забылся, остались только упоминания о знаках на бедре… о вырванных из ноги кусках мяса… Люди уже не помнили, почему надо стать «одноногим», чтобы сравняться с богом. Ведь они забыли, что верховным богом был змей с «одной ногой». Но остался обряд нанесения шрамов на бедро и упоминание об этом элементе в легендах и сказаниях.
Мало того, поскольку этот элемент одинаков для европейцев, для индийцев, для индейцев – можно примерно установить древность самой традиции. Индейцы ушли в Америку с Кавказа (скорее всего) около 30-40 тысяч лет назад. Видимо, в такую глубину времени уходит и этот обряд.
Но это не все. В том же эпизоде мы видим, что змей лежит «разбросанный по разным местам». Осирис в египетском мифе так же был изрублен в куски и «разбросан» по разным местам. По кускам собирала его Исида, как по кускам собирали друзья или возлюбленная, или ворон героя в русских сказках.
Ну а как еще убить змея? Или разможжить ему голову, или… порубить на куски. Тоже простое и логичное объяснение. Эта схватка со змеем известна также в древнейшей поэме о Гильгамеше. Из рассеченного тела чудовищного змееподобного создания сотворяется затем мир. И этот элемент объясняется довольно логично…
Мы обещали сравнивать легенды народов, максимально отдаленных друг от друга географически. Так что там говорят на другом конце материка, у Британских островов? Есть ли у них элементы хромоногости? Вот, что рассказывают на острове «Мэн».
«Когда Темный Кузнец услышал, что могуществу великого меча Макабуйна был поставлен предел колдовством, он весьма рассердился и призвал своего молотобойа, Хиаллуса-нанурда, который потерял одну ногу, когда помогал делать меч».(Память Острова Мэн. Книга сказаний. Издательство «Летний Сад», 2002, стр. 84.)
Сам эпизод связан с созданием «супер»-меча, которому нет преград и препятствий, меча, который может пробить любую преграду. Создание такого «божественного» орудия, конечно же связано с элементом хромоногости!
«Мы увидели, как со склона холма спускается
Длинный темный человек с одной ногой,
В капюшоне из темной серой кожи
И с сумою из того же материала… » (Память Острова Мэн. Книга сказаний. Издательство «Летний Сад», 2002, стр. 88)
Так описывается этот Темный Кузнец, божественный кузнец, на острове Южный Уист, неподалеку от острова Мэн. Легенда сохранила все элементы божества – темноту, одноногость и… длинну! Ведь змей – «длинный».
Мало того, само испытание божественного меча должно проводиться на бедре короля! Эоха, персонаж сказания, должен был положить голову на бедро короля и ему должны были отрубить голову в качестве испытания остроты и могущества меча… Так что элемент, связанный с бедром, проник и на британские острова.
А еще примеры?
Пожалуйста:
«Он был широкоплечим, длинноносым, красноглазым и темнокожим великаном… Был у него лишь один глаз посреди его черного лба… » - так описывается юноша из Племени Богини Дану, фомор, великан-демон, наподобие Уаига (Память Острова Мэн. Книга сказаний. Издательство «Летний Сад», 2002, стр. 75.). Ученые гадают, кто были эти фоморы, оставшиеся в легендах и сказаниях… Фоморы же – косматые и ужасные великаны, покрытые шерстью (как ракшасы) не только имели один глаз и темный цвет, но еще и были одноногими! Видите, как в одном абзаце, в одном описании приводятся практически все элементы, исследованные нами?
«Они были, поистине, демонами в обличии людей, то есть людьми с одной рукой и одной ногою каждый». (Память Острова Мэн. Книга сказаний. Издательство «Летний Сад», 2002, стр. 67.)
Так что и на Британских островах известны одноглазые черные боги-демоны, волосатые и ужасные на вид великаны с одной ногой… А вот насчет одной руки – помните, отрывок из Ригведы? Там тоже упоминалось, что Змей «безплечий». Это более редко встречающийся элемент, но он логически подходит к нашему объяснению. Змей ведь не только безногий, но и безрукий.
Кстати, знаете ли вы название племени, которое считается предшественниками кельтов? Кельты жили в Британии еще до нынешних народов и оставили огромные древнейшие каменные сооружения, например, знаменитый Стоунхедж? Это племя носило имя Богини Дану.
Данубе – одно из названий Дуная.
Донбеттыры? Не наши ли это «люди реки»?
Но теперь вернемся обратно к Ригведе. Как продолжается эпизод борьбы двух верховных богов, Индры и Вритры-змея?
Поникла жизненная сила у той, чей сын - Вритра.
Индра сбросил на нее смертельное оружие.
Сверху - родительница, внизу был сын.
Дану лежит, как корова с теленком.
Среди неостанавливающихся, неуспокаивающихся
Водяных дорожек скрыто тело.
Воды текут через тайное место Вритры.
В долгий мрак погрузился тот, кому Индра враг…
Мы видим, что в эпизоде войны божеств появляется женщина с ребенком, которые подвергаются смертельной опасности, но скрываются в тайном месте… При этом упоминается и поток воды – этот элемент разгадать мне не удалось, пусть останется для следующих исследователей…
Итак, вся цепочка, знакомая еще по Египту, «Откровению», а именно «борьба богов – разрубание на куски – женщина и ребенок – тайное (отдаленное) место» сохранилась в Ригведе.
А как зовут женщину?
Ее тоже зовут… «Дану»! Нужны ли комментарии?
Есть ли еще эпизоды, связанные с ногой? Вот что написано в части Ригведы, называющейся "К Ашвинам":
К Тугре согласно прежним обычаям
Вы снова стали расположенными, о двое юношей.
Бхуджью из морской пучины вы
Вывезли на птицах, на рыжих конях.
Воззвал к вам сын Тугры, о Ашвины,
Завезенный в море, движущийся без колебаний,
Вы благополучно вывезли его на колеснице,
Легко запрягаемой, быстрой, как мысль, о два быка.
Воззвала к вам перепелка, о Ашвины,
Когда вы освободили ее из пасти волка.
На победной (колеснице) вы пронеслись через вершину горы.
Отродье Вишванча вы убили ядом.
Пожаловавшему волчице сотню баранов
(И) ввергнутому во мрак немилосердным отцом
Риджрашве вы даровали глаза, о Ашвины.
Вы сделали так, что слепой увидел свет.
Счастье (и) успех прокричала слепому
Эта волчица, о Ашвины, о два быка, (говоря) так:
"О два мужа, как юный любовник, отдавший (возлюбленной все ,что есть),
Риджрашва (подал) сто одного барана".
Велика ваша помощь, о Ашвины, целительна.
Даже хромого, о ..., вы восстановили.
Вот вас и призывал Пурамдхи.
Вы приезжали к нему, о два быка, с поддержками.
…Так как нога была отрезана, словно крыло у птицы,
В решающий момент в состязании Кхелы,
Вы тут же приделали Вишпале
Железную ногу, чтоб она мчалась к назначенной награде.
Если бы мы не были вооружены знанием того, что надо искать, разбросанные в этом отрывке элементы показались, быть может, просто поэтическими эпитетами. Однако в древних сказаниях ни одно слово не стоит «просто так»…
О чем говорится в этом отрывке? О том, что вергнутого в пучину моря героя вытащили на птицах, при этом герой был слеп и ему пришлось востанавливать зрение. Кроме того, он потерял ногу, был хромым и ему пришлось ее тоже восстанавливать. Если учесть, что море всегда было «потустороним» миром – вспомним хотя бы сказку про Садко в русском варианте, или тридцать трех богатырей, выходящих у Пушкина из моря – то все звенья цепи оказываются расположенными по порядку… Помогает же ему женщина-птица, названная «перепелкой». Можно, конечно, этот эпитет расценивать как поэтическое сравнение. Но можно и перенестись на остров Мэн и послушать рассказы про женщину-птицу… Это легенда про женщину, превратившуюся в птицу-крапивника.
«В обряде похорон крапивника сохраняется воспоминание об их любимой некогда и ненавидимой Госпоже… » - так описывается отношение к этой женщине. Она одновременно и друг и враг (и ведьма и прекрасная невеста?) (Память Острова Мэн. Книга сказаний. Издательство «Летний Сад», 2002, стр. 102.)
Каждый год на острове Мэн люди словно сходили с ума. Они гонялись за птичкой-крапивником в память о древнем сказании. Ловили птицу и сажали в специальный домик, а потом шли к молодоженам, поздравляя невесту и жениха. При этом мужчины брали связанные из колючих кустов падуба веники и хлестали, лупили женщин до тех пор, пока на коже у них не появлялась кровь… (Rosemary во время моей жизни в Манчестере подарила мне кустик падуба, который долго жил даже в нашем суровом климате. Листья падуба покрыты колючками, и само растение считается «священным». Оно действительно очень странное и красивое.)
Сама же легенда про крапивника связана также с битвой двух божеств – нового и старого, этот отголосок тоже остался в легенде про крапивника…
Так что «перепелка» можно воспринимать и буквально в описании женщины в Ригведе.
Отступление 12
Кровь на ноже
Вскочив, она ударила юношу ногой в пах и скрылась в зарослях. А мужской орган у индейца начал от удара расти и сделался таким длинным, что нельзя шагу ступить. Парень в отчаянии заплакал, но тут подошел Уанкани.
-- Что с тобой, братец? -- спросил он.
-- Да вот такая напасть, -- объяснил индеец, -- и все из-за нее, лягушки!
-- Не беда, сейчас я тебя вылечу! - рассмеялся Уанкани. Он принялся быстро
рубить пенис ножом, оставив напоследок кусок ровно такой длины, какую этот
орган имеет сейчас у мужчин. Отрезанное Уанкани собрал в корзину, отнес к
себе в лодку и поплыл по рекам и озерам, разбрасывая куски направо и налево.
Все, что было на дне корзины, он высыпал разом в озеро Кулин - ох, там и и
змей до сих пор!
Такие вот у индейцев странные сказки… Разрубленный на куски пенис, превращающийся в змей после того, как эти куски разбросали по озеру… и рекам… Иногда, читая легенды и сказания, просто диву даешься, как причудлива фантазия наших предков. И как же приятно иногда за сложными и фантастическими описаниями вдруг увидеть простую логику, понятную любому как раньше, так и сейчас.
Вот, в русских сказках есть такой эпизод: уходит герой в опасное путешествие, и оставляет нож, или вбивает столб в землю, или зачищает кору на дереве. «Когда покажется кровь на столбе (ноже, дереве), - говорит он, - значит, со мной беда.
Встречается этот эпизод и в сказках других индоевропейских народов (например у осетинов).
Долгое время оставался он у меня в записной книжке в разделе «обдумать». И я старательно записывал разные варианты описаний этого эпизода, ведь даже от рассказчика зависят детали, да и от ученого – насколько подробно он записал сказку. Но никак не приходило понимание – не за что было зацепиться. И вот однажды я наткнулся на интересный вариант явно того же эпизода.
Два брата уходят в поход, и кладут под камень свои ножи. Зачем? А вот не было тогда мобильных телефонов, плохо работала навигация по спутникам – как же им узнать, жив ли и здоров ли брат? Проблема решалась просто: каждый, вернувшись из похода, заглядывал под камень и забирал свой нож. И знал, если второго ножа нет, значит благополучно вернулся его брат из похода, забрал свой нож, живой и здоровый.
Но если нож на месте, значит еще не вернулся брат. Тогда время от времени посещал этот камень первый брат, и смотрел. А дальше шла интересная фраза: «Когда же увидел он ржавчину на ноже своего брата, понял – случилась беда».
Действительно, раз уж ржавчина появилась, значит много уже времени прошло, а брат не вернулся. Беда.
Метод этот прост и надежен для древнего мира. И, видимо часто пользовались им друзья, которым приходилось разлучаться. Ржавчина на ноже, на оружии, оставленном в условленном месте перед походом означала – беда случилась с товарищем.
Позже появилось больше дорог и деревень, лучше стали средства связи, гуще население. И отпала нужда оставлять ножи под камнем. Но элемент остался и перешел в сказки. Ржавчина стала кровью – и появился эпизод, в котором волшебным образом на столбе выступает кровь, если с главным героем случилась беда…
Не правда ли, интересные трансформации, превращения, случаются с обрядами и сказаниями?
Главное, наверное, даже не попытка отгадать этот эпизод из сказок, а мысль о том, что за самым волшебным действием может скрываться очень простая и логичная цепочка из жизни наших предков. Ведь не такие глупые они были, и изобрести колесо не легче, чем построить планер. Возьмите-ка, смастерите сами бумеранг! А ведь его знали и славяне, и австралийцы, и литовцы (у которых до 20 века сохранялась игра с «летучей мышью» - крестообразным бумерангом)…
Конец отступления
Вернемся к индийскому эпосу и другим элементам. Вот отрывки из Ригведы, в которых говорится о глазах божеств…
«К разным богам»
Остры (на вкус) соки (сомы). Приди!
Эти выжатые (соки) смешаны с молоком.
О Ваю, пей их - они поданы!
Обоих богов, касающихся неба:
Индру-Ваю, мы зовем
Для питья этого сомы.
Индру-Ваю быстрые мыслью
Вдохновенные зовут для поддержки,
Двух тысячеглазых повелителей молитвы.
"К Агни"
Ведь ты господин на жертвенных празднествах,
О Агни, ты вестник племен.
Сегодня на питье сомы привези богов,
Пробуждающихся на заре, (богов), чей глаз - солнце.
Ты, о Агни, как ближайший защитник для жертвователя
Безоружного, зажигаешься, четырехглазый.
Кто принес жертву, чтоб обеспечить безопасность,
Тот стих (его) - даже если он слаб - ты возлюбишь сердцем.
Да, и этот элемент как на острове Мэн, так и в Ригведе мы находим в достаточных количествах…
А также на острове Мэн, равно как в гельской и бриттской традициях очень распространен рассказ о путешествии юноши за девушкой на далекий остров, властителем которого является великан или чародей…
Заглянем и в другие источники.
«Вскоре плач прекратился, но девушка почему-то не возвращалась. Обеспокоенная мать пошла глянуть, в чем дело. Ребенок был мертв: чертовка скушала у малышки весь мозг, а сама убежала в лес. » - так рассказывают индейцы про женщину, пожиравшую мозги детей. Мы знаем, что это летающая ведьма, и что эти два звена цепи скованы прочно в древних легендах. И действительно, в этом рассказе говорится про женщину-летучую мышь, которая потом обернулась снова мышью и улетела… (Сказания индейцев.)
Индейцы рассказывают про хури-хури, детей старухи, что сидит у костра, сложенного из человеческих костей. Вот как встречается с ней герой одной из сказок. Мы приведем большой отрывок, потому что он сильно напоминает начало двадцать пятой волны Сомадевы.
«Возвращался он поздно вечером. Отблесков костра нигде не было заметно. Не сразу отыскав поляну, на которой располагался лагерь, индеец застал товарищей спящими и, похоже, давно - огонь погас и даже угли остыли. К счастью, он вспомнил, что проходя по лесу, видел в отдалении струйку дыма - примерно там, где над деревьями возвышалась скала. Теперь он заспешил в том направлении, надеясь раздобыть головешку. Вот и скала, в ней пещера. У костра дремлет старушка. Опасаясь разбудить спящую, индеец приблизился. Костер был сложен из человеческих костей.»
Мы помним, что у Сомадевы тоже дело происходило ночью, и тоже главному герою понадобились угли, чтобы согреться. Он тоже пошел на кладбище – в то место, где горели костры из человеческих костей…
Старуха просыпается, и предупреждает нашего индейца (не индуса, а индейца с Американского континента):
«… - А а теперь слушай: сейчас к вам на стойбище сыночки мои придут, хури-хури. Ты как пойдешь туда, спрячься в какой-нибудь яме, чтобы тебя не заметили!
Глухой послушался. В полночь задул ветер, грянул гром и продолжал грохотать не переставая. Из зарослей выбежали хури-хури, громко и бодро крича:
- Хури-хури-хури-хури!
Они подбежали к спящим, вырвали им глаза и скрылись так же внезапно, как появились.»
Оказывается, хури-хури – пожиратели человеческой плоти. Самое ценное лакомство для них – глаза. Они убивают или калечат спящих ночью, в темноте…
После этого эпизода охотники нападают на хури-хури и убивают их всех, кроме одной молодой женщины «со светлой кожей». Цвет кожи подчеркивается рассказчиком, потому что у остальных хури-хури кожа темного цвета…
Ничего хорошего, правда, из спасения девушки не вышло – она
«…завела такой обычай: подзовет какого-нибудь мальчика, якобы, поискать у него вшей в волосах, а сама возьмет и задушит, а мозг высосет. В конце концов она и у мужа высосала мозг и убежала в лес. Там у нее родился сын. Эта парочка произвела на свет новых хури-хури, расплодившихся взамен прежних.»
То, что эта история очень похожа на историю про ракшасов, высасывающих мозги и летающих женщин, пожирающих человеческое мясо, видно невооруженным взглядом.
А вот еще какие истории рассказывают друг другу индейцы:
«…- Смотри, старуха, вот кто съел мои потроха, - обратился демон к жене. Он обошел лежавшие на песке тела и вырвал спящим глаза. Потом запихал их к себе в рану и из глаз образовалась новая печень.
- Кусочка не хватает, однако! - пробормотал демон и принялся шарить взглядом по навесу.
- Вот теперь порядок! - заметил он, запуская свои корявые пальцы ребенку в лицо. Жена демона между тем срезала спящим мясо с голеней…»
Или странный рассказ про одноногого, который сам обуглил собственную ногу в костре, затем заточил обугленную кость острием ракушки, чтобы заняться следующими делами:
«Время от
времени мужчины предлагали его убить, а одноногий между тем становился все
беззастенчивее. Например, он пробрался ночью на площадку, где под открытым
небом спали подростки, готовые к посвящению во взрослых охотников, и
переколол ребят одного за другим. А когда люди собирались посидеть при свете
костра, одноногий подкрадывался сзади, вонзал свою берцовую кость
кому-нибудь между лопаток и убегал.»
Только после некоторого времени поняли индейцы, что это не человек, а дух в
облике человека! (Мы бы сразу догадались, посмотрев на его ногу, не правда
ли!)
«Молодая девушка всегда купалась в ручье обнаженной. Однажды к ней подошел юноша, а она его съела. Другой подошел - его есть не стала, а сделала своим мужем. Третий юноша подошел - его опять съела. Каждый день кто-нибудь прыгал к девушке в ручей и каждый день она кого-нибудь поедала… Раньше женщины ели мужей. Говорят, что едят и сейчас…» - это так индейцы рассказывают про женщин, поедающих человеческую плоть.
Не правда ли, интересно, как у разных народов, в разных культурах, через тьму веков и десятки тысяч километров сохранялась золотая цепь древнего, загадочного и почти забытого обряда…
Пусть же связывает она нас между собой в пространстве и времени.
Потому что будут и следующие поколения.
Наши дети.
перейти к содержанию раздела "Краеведение"
► Если Вам известны древние легенды, обряды или обычаи и Вы можете рассказать о них: свяжитесь с автором книги (admitriev (ат) ru.ibm.com) или автором сайта