В.И. Марковин
ИСПУН - дома карликов
Перейти к:
содержанию книги :: к содержанию раздела "Краеведение"
Светлой памяти отца
Ивана Алексеевича Марковича
(1875—1935) — посвящаю
О самих дольменах
Начнем наш разговор о дольменах с территории их распространения. Подобные схемы археологу приходится составлять по разному поводу, и при этом каждый раз возникает масса трудностей. Самая большая — обозначить на современной карте все те населенные пункты и урочища с древними памятниками, которые упоминаются авторами XVIII—XIX веков. У одних давно изменились названия, другие забыты. Вот и приходится рыться в старых справочниках и атласах. Но когда все препятствия преодолены и условные обозначения нанесены, то на схеме предстают перед глазами границы тех или иных археологических объектов, часто равнозначные районам расселения древних племен, выясняются направления былых торгово-обменных связей и многие другие факты.
Самую трудную часть работы по изучению ареала дольменов принял на себя уже упоминавшийся Л. И. Лавров. Им была проведена полная систематизация всех дольменных построек, которые когда-либо возвышались на территории Западного Кавказа. В его труде — своеобразном каталоге дольменов учтено 1139 построек, известных со времени путешествия П. С. Палласа и до 1960 года.
Полевые работы, предпринятые Институтом археологии, как и дополнительное изучение архивных материалов, позволили существенно уточнить эту цифру. К 1976 году, мной было учтено 2308 дольменов (если сведения о каком-либо местонахождении были не очень надежны, то я, как и Л. И. Лавров, предполагал, что в нем могло быть не менее двух сооружений). Но конечно же, некогда их было намного больше. Сколько дольменов могло быть разрушено и поэтому не учтено учеными еще в XIX веке, и сейчас еще пропустили глаза археологов!
Плиточный дольмен, бассейн реки Пшады
Как показала составленная карта, вся масса дольменов — и существующих, и когда-то возвышавшихся — занимала значительную территорию — от Таманского полуострова до города Очамчири в Абхазии, то есть протянулась она в длину на 480 км. Ширина ее варьирует от 30 до 75 км (наибольшая от Туапсе до Майкопа).
Если учесть, что климат за последние четыре-пять тысячелетий изменился относительно мало, то вся основная территория, занятая дольменами представляет собой горные леса — настолько непроходимые чащобы, что на каждом шагу здесь нужен топор или тесак и на быструю ходьбу не приходится рассчитывать.
Дольменные постройки стоят не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, близ перевалов и тех давно опробованных дорог и троп, по которым и сейчас еще проходят скотопрогонные пути. Этот факт удалось установить только для Абхазии но и он немаловажен. Здесь пастушеские маршруты полностью совпали с пунктами, имеющими дольмены.
Когда карта распространения дольменов была совмещена с картой простирания основных горных пород, то подтвердилась мысль, высказанная еще Ф. С. Байерном, что дольмены располагались почты всегда там, где имелся удобный для этого материал. Можно назвать только один пункт — аул Уляп, куда для постройки дольмена каменные плиты везли издалека, не менее чем за 40—50 км от скальных выходов. Обычно места добычи строительного материала находятся поблизости — самое большее в 10— 15 км.
Подойдем поближе к любой хорошо сохранившейся дольменной постройке и внимательно осмотрим ее. Плиты массивны, отесаны и по толщине не уступают современным искусственным панелям. Надо не забывать, что никаких кранов и тягачей в эпоху возведения древних сооружений не было. Дольмены в полном смысле этого слова творения рук человеческих. Историки единодушно рассматривают их как древнейшие памятники архитектуры. Именно с описания мегалитов («больших камней») начинаются почти все учебные курсы истории зодчества, ведь в произведениях архитектуры неразрывно сочетаются решения практически необходимых, утилитарных задач с чисто художественным творчеством. Каждой эпохе соответствует своя архитектура, образы которой активно воздействуют на сознание и чувства человека. Следует добавить, что архитектура — это не только строительное дело или чисто художественное творчество; это синтез того и другого.
Известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов, изучая древние мегалитические памятники как архитектурные сооружения, писал: «Можно себе представить, с каким чувством собственного достоинства и творческого удовлетворения взирали на эти памятники люди, которые своими усилиями побеждали физическое сопротивление камня». Строя дольмен, человек, по его словам, «путем: нагромождения материала ограничивает пространство; впервые здесь ясно противопоставлены несущие и покоящиеся части; противопоставление это стало основой архитектуры». Из внутреннего пространства дольмена «должен был развиться архитектурный интерьер». Можно еще вспомнить общий вывод этого ученого: в мегалитах проявляется «начало порядка, в первую очередь ритма, начало, которое в тех или других формах стало главной чертой художественного языка архитектуры». К этим качествам мегалитических построек мира необходимо добавить и такие, как пропорциональность, масштабность, ибо они создают ощущение прочности и грандиозности. Все сказанное применимо и к дольменам Западного Кавказа.
Е. Д. Фелицын, изучая памятники Закубанья, ощущал необходимость детального выявления их особенностей. Он первым решился свести все древние постройки к определенным типам и разновидностям. Однако виденное с трудом укладывалось в условные рамки, ученому не хватило смелости отбросить маловажные признаки дольменов, и его типологические характеристики получились очень дробными. Тут и деления по конструкции стен, по конструкции пола, по углубленности в земле и т. д. Его разработки не выдержали испытания временем. Сейчас археологи пользуются классификацией дольменов, предложенной Л. И. Лавровым. Все многообразие древних сооружений, применяя его данные, можно свести к четырем основным типам:
1. Обычный, самый распространенный тип дольменов — стены, перекрытия, а иногда и пол которых представляют собой отдельные плиты. Этот тип дольменов я в дальнейшем называю плиточным.
2. Составные дольмены — с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит и камней.
3. Корытообразные сооружения, то есть выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой.
4. Дольмены-монолиты. Они полностью, вместе с крышей высечены в скале.
Что же интересного в их конструкциях? Прежде всего следует сказать, что почти все дольмены, независимо от их типологической характеристики, схожи. Они обладают тщательно проработанным фасадом (порталом) и, как правило, снабжены отверстием. Изучение большого числа построек позволило прийти к выводу, что древнейшим типом дольменов надо считать именно первый, собранный из каменных плит наподобие карточного домика. Все другие, даже имеющие круглую камеру, внешне сработаны так, что напоминают плиточные сооружения.
.
|
старинные карты: платные и бесплатные |