Между Илем и ШебшемВалерий и Александр Харченко, Алексей Кистерев

Между Илем и Шебшем

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:: ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
2. У отрогов Кавказа

 

 

Перейти к содержанию книги

 

Прикубанье и Северо-Кавказские степи в последние века до нашей эры и в последующие столетия стали ареной важных исторических событий.

Примерно в 600-х годах до нашей эры сюда вторглись скифы, вытеснив киммерийцев, населявших северные берега Черного, Азовского морей и Таманский полуостров. В первые века нашей эры (об этом говорилось в первой главе) степи наводнили воинственные племена аланов, затем гуннов.

В 501 году берегами Азовского и Черного морей овладели болгары, создав на Таманском полуострове Великую Болгарию. До 642 года существовало это государство, пока полчища прикаспийских хазар не вынудили болгар уйти на Дунай.

В 967 году Великий князь Святослав со своими отрядами ходил за Кубань и покорил ясов и касогов (осетин и адыгов).

В X веке на Таманском полуострове образовалось славянское княжество Тмутаракань, в 1022 году один из его князей Мстислав Удалой ходил походом на касогов и обложил их данью.

В XII веке сюда вторглись монголо-татары.

(Эти данные взяты из «Хронологии важнейших событий и законоположений, имеющих отношение к истории Кубанской области и Кубанского казачьего войска», составленной в 1910―1911 годах действительным членом Кубанского областного статистического комитета В. С. Шамрай).

Под пенье стрел и звон мечей одни народы сменяли другие, и только на левобережье Кубани, в том числе и на территории нынешнего Северского района, было относительно спокойно. Относительно потому, что постоянное население здесь продолжали составлять адыгейские племена, которым нередко с оружием в руках приходилось отстаивать свою независимость.


 

***


 

Адыги не пришли сюда из других мест. Их народ сложился в первую очередь из меотских племен, о которых рассказывалось в первой главе, а также родственных племен зихов, синдов, торетов, керкетов. Немалую роль в этногенезе адыгов сыграли и сарматские племена.

В раннем средневековье кочевое скотоводство в степях и отгонное в горах стало главным занятием местного населения, отодвинув на второй план земледелие и рыболовство. Но достаточно широкого распространения оно не получило. Нашествие гуннов, разгромивших Боспор, как и позже нашествие монголо-татар, задержали экономическое и культурное развитие племен Прикубанья и оказали на них немалое влияние. Старалась распространить свое политическое влияние на адыгов и Византия, насаждая христианство. Со временем оно исчезло, сохранившись лишь в качестве многочисленных пережитков в народных верованиях. (Из книги «Адыги». ― Майкоп, 1957, под редакцией Аутлева М.).

Позже Турция насильно ввела среди горцев ислам.

Адыги вступили в раннее общение со славянами. С X века они входят в соприкосновение с Русью через Тмутаракань, участвуют в походах киевских черниго-тмутараканских князей. В русских летописях адыги известны под именем «касогов».

С XIV века русские называют их уже черкесами, по-видимому, от названия одного из древних адыгейских племен ― керкеты.

В 1557 году адыги добровольно вошли в состав русского государства, но, правда, ненадолго.

Этот краткий хронологический обзор сделан для того, чтобы читатель имел хотя бы небольшое представление об основных событиях, имевших отношение и к истории района. Следует только добавить, что по его территории в средние века была построена Анапская (или Генуэсская) дорога, петляющая вдоль предгорий.

От Анапы она шла к порту Раевскому, по ущелью Цемес, тянулась через Константиновский перевал, затем выходила на урочище Абин. В нашем районе дорога пересекала реку Азипс. (Зыбза), проходила вдоль хребта выше аула Кабаницы (на его месте расположен п. Йльский), затем через реки Убин (южнее Северской), Афипс, Пшеха. Одна ее ветка выходила в Закавказье, другая к Каспийскому морю, с населением которых генуэсские купцы вели широкую торговлю.

В начале этого века, по свидетельству очевидцев, вверх от станицы Георгие-Афипской (п. Афипский) по течению реки Афипс в восьми верстах возвышались ( возможно, сохранились и теперь) три нетронутых кургана и был виден вал небольшого редута, устроенного, по преданиям горцев, народом «Гену» (генуэссцами) для прикрытия от нагайцев Анапской дороги.

Укрепленные фактории и складочные пункты располагались также по реке Шебш, возле Тхамахинской возвышенности, названной горцами «Курган Генуэсский». По их преданиям в этом кургане покоится некто Гену и с ним несметные богатства. Здесь адыги проводили народные совещания.

Дорога служила купцам очень долго. До первых десятилетий XIX века по ней везли товары в Закавказье и на Каспий, а обратно гнали в неволю рабов.


 

***


 

Вечер окутывает предгорья незаметно. Еще только что над хребтами дымилось солнце, а уже ползут сумерки по ущельям и низинам. Где-то в дубраве плачет сова, и старый черкес, сгоняющий к аулу отару овец, тревожно вслушивается в ночные шорохи. С его плеч свисает бурка, сшитая из овчины и завязанная на шее шнурками, на поясе кинжал, отделанный серебром, на голове баранья шапка с узким меховым околышком и суконным верхом.

Старик вздыхает, и что-то накрикивает ленивым овцам, медленно входящим в ветхие ворота изгороди, опоясавшей аул. Где-то внизу сердито шумит вода, словно недовольная тем, что здесь, на небольшой ровной возвышенности, отвоеванной у леса, хаотично примостились круглые плетенные хижины, спрятав за собой ряды винограда и фруктовых деревьев. Там шумно разговаривают мужчины.

Стройная девушка в темном, длинном платье, подпоясанная серебряным пояском, появляется из-за плетня, неся на плече высокий кувшин с родниковой водой. Длинная черная коса качается за ее спиной. Она входит в хижину, ставит кувшин на столик, крепко стоящий на глинобитном полу на трех ножках, подбрасывает дрова в очаг, возле перегородки, делящей дом на женскую и мужскую половины.

В хижине вдоль стен ― низенькие нары, низкие резные диваны с кучей подушек, табуреты и скамейки. Здесь же самодельные сундуки с разным домашним имуществом, деревянная посуда.

В этой комнате семья черкесов никогда не соберется вместе для еды. Отец и мать будут есть отдельно друг от друга, отец не сядет вместе с сыном. Женщины и дети принимают пищу в другом помещении.

Если придет гость, будет соблюден строгий этикет. Если хозяин моложе гостя за стол сядет только гость, а хозяин будет стоять на ногах и наблюдать, чтобы вовремя подать очередное блюдо. Если возраст одинаков, никто не посмеет оторваться от еды, пока не насытится гость.


 

***


 

Такие обычаи существовали у адыгов очень долгое время. Определенный отпечаток на них наложило затянувшееся становление феодальных отношений, которые так до конца и не оформились. У некоторых племен, в том числе шапсугов и абадзехов, живших на территории Северского района (последние заселяли пространство от бассейна реки Афипс до бассейна реки Лабы) родовая знать не имела всей полноты власти. Полуфеодальный-полупатриархальный уклад жизни у них сохранился до середины XIX века.

Как мы уже говорили, среди горцев усиленно насаждался ислам. К примеру, еще турецкий султан Мурад IV приказал крымским ханам распространить ислам между горцами (в это время татары уже были омусульманены и достаточно фанатизированы). Ханы двинулись из Крыма с многочисленными полчищами, прошли и через территорию, на которой сейчас расположен Север-ский район, дошли до реки Белой и отсюда начали распространять магометанство по всему Северному Кавказу.

Но черкесы, приняв ислам и не совсем еще позабыв христианство, продолжали приносить религиозную дань и язычеству.

С особенным религиозным уважением черкесы относились к своим священным лесам и рощам. Это были святилища, в которых собирались для молений. У шапсугов особою славою пользовалась Тхамахинская священная роща (недалеко от нынешнего поселка лесозаготовителей Тхамаха) («тха» ― бог и «ханыр» ― подносить, т. е. ― посвященная богу роща). Здесь, вероятно, имелись деревянные церкви.

В эту рощу адыги собирались, поджидая врага, при эпидемиях, при падеже скота, совершали общую молитву и приносили в жертву животных, чем особенно возмущалось магометанское духовенство. Кроме общей молитвы, каждый горец молился еще и своему языческому божеству, после чего привешивали к деревьям мечи, кольчуги, а позже разноцветные лоскутки и тряпочки ― дары богам.

Письменности у черкесов не было. Обычаи, историю племен передавали устно из поколения в поколение. Изредка горцы съезжались в определенные места, в том числе и в аул Хапач-Хат, располагавшийся на территории нынешней станицы Северской в западной ее части. Они собирались вокруг холма (или кургана), на котором сейчас стоит районный Дом культуры и в котором по их преданиям покоится тело легендарного черкесского воина Хапача, и слушали рассказы стариков о своем прошлом. Обычно из молодежи выбирали самых достойных, которые должны были не просто слушать, но и запоминать то, что говорили старейшины, восседая на вершине холма.

Когда рассказ подходил к концу, они обращались к какому-нибудь юноше: Поднимись к нам, чтобы лучше было видно нашу землю. Иди, иди, ― приглашали другие. Не могу, ― отвечал юноша. ― Почему?

Я не могу становиться на голову Хапача. Этот ответ означал, что молодой горец хорошо усвоил предыдущий урок и умеет чтить память предков.

Адыги были отличными наездниками, и коневодство издревле сделалось их национальным промыслом. Были они искусны и в военном деле, приучая к нему детей с малого возраста. Отлично знали секреты ведения малой войны, проводя боевые операции небольшими группами в 10―20 человек.

Обычное вооружение черкесов состояло из ружья, пистолета, шашки и кинжала.

По мере развития феодальных отношений в Адыгее все более стали обнажаться противоречия между тфэкотлями (свободными крестьянами) и крепостными, с одной стороны, и родовой знатью, с другой. Эти противоречия, даже несмотря на антиколониальную борьбу черкесов против царской России и Турции, порой выливались в вооруженные восстания.

В 1792 году вспыхнуло волнение шапсугского крестьянства. В 1796 году, там, где, ныне раскинулась станица Новодмитриевская, в долине реки Бзиюк, произошло ожесточенное сражение. С самого его начала инициатива находилась в руках восставших крестьян, успешно отражавших атаки адыгейских дворян и обративших их в бегство. Дворян спасли лишь царские войска.

Ф. А. Щербина в своей «Истории кубанского казачьего войска»,, изданной в Екатеринодаре в 1913 году, писал: «шапсуги потеряли до четырех тысяч человек убитыми и ранеными, но народ не успокоился. Шапсуги получили свободу, установили выборное народное управление и изгнали дворян. Впоследствии шапсуги разрешили дворянам возвратиться на свои пепелища, за исключением одного Али-Султана-Шерутлукова, как главного виновника междоусобной войны.

Но и русское правительство при этом сделало крупную ошибку. В подмогу дворянам оно послало одну пушку и несколько сотен казаков... Шапсугский народ не мог простить этого русским и с тех пор стал в явно враждебные отношения к казакам. Тем из дворян, которые не могли явиться на родину, русское правительство приказало отвести земли в пределах Черномории. И это также зачтено было черкесами в число кровных обид, причиненных им русскими». (До этого адыги жили с русскими относительно мирно, между ними шла регулярная меновая торговля, даже заключались браки).

Позже декабрист А. Бестужев отметит как выдающееся событие «совершившуюся революцию у адыгов, которая «изгнанием князьков и узденей или конечным истреблением их возмутившимися подданными совершенно изменила феодализм». (Из книги Фадеева А. В. «Декабристы на Дону и на Кавказе». ― Ростов-на-Дону, 1950).

Те декабристы, которые бывали на Кавказе, симпатизировали его трудолюбивому народу. Тот же А. Бестужев писал: «Посмотрите на этого старика... Он в опасности жизни ищет земли на голом утесе, чтобы посеять на ней горсть пшеницы. С кровавым потом он жнет и часто кровью своей платит за охрану стада от людей и зверей. Бедна его родина, но спроси, за что любит он эту родину... Он скажет: здесь я делаю, что хочу, здесь я никому не кланяюсь, эти снега, эти гольцы берегут мою волю...» (Марлинский А. Поли, собр. соч., ч. 1, стр. 150).

Был на Кавказе и Пушкин. Говоря о содержании «Кавказского пленника», он писал: «Черкесы, их обычаи и нравы, занимают большую и лучшую часть моей повести.»

Помогая адыгейским князькам в борьбе с восставшим народом, царская Россия преследовала и сугубо свои цели ― в это время велись военные действия против Турции за упрочение своего влияния на Кавказе. Царизм придерживался тактики стеснения горцев и строительства укреплений на освобожденной территории. Уже в конце XIII века такие укрепления сооружаются по правому берегу Кубани, которая становится южной границей Российской империи.

Совершаются походы и в Закубанье, при этом черкесские аулы уничтожались десятками, а их жители сгонялись с насиженных мест. Но об этой, так называемой русско-черкесской войне, мы расскажем в главе четвертой.

В некоторых местах Закубанья находились и армянские аулы. К примеру, еще в октябре 1790 года армяне, жившие в нашем районе в ауле Хатукай на реке Иль, по их желанию были переселены в Нахичевань-на-Дону.

Не оставляла Черкесию в покое и Турция, за спиной которой стояли Англия и Франция. Турецкие агенты вели среди горцев пропаганду мюридизма для разжигания ненависти к немусульманским народам, особенно после ряда поражений от русских на Черноморье. Но мюридизм не стал знаменем борьбы у адыгов, и позже в движении Шамиля они почти не принимали участия. Главная причина их борьбы не религиозная, а колониальная политика царизма.

 

Смотрите также:

раздел Краеведение

старинные карты: платные и бесплатные

описания маршрутов

 


Комментариев нет - Ваш будет первым!


Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: К двухcтам прибавить cто пятьдecят пять (ответ цифрами)