О ДРЕВНЕМ ХРИСТИАНСКОМ ХРАМЕ В ОКРЕСТНОСТЯХ АНАПЫ (К интерпретации надписи из Хан-Чокрака)
к
содержанию раздела "Краеведение" А.М.
НОВИЧИХИН В 1894 г. "в виноградниках Хан-Чокрак, верстах в
пяти от левого берега Кубани и в 25 верстах от Анапы" была найдена
каменная плита с греческой надписью, поступившая на хранение в Керченский
музей. Тогда же фотография плиты и эстампаж с надписи были переданы
В.В.Латышеву, сделавшему перевод надписи и включившему ее в вышедший два года
спустя "Сборник греческих надписей христианских времен из Южной
России" (Латышев В.В., 1896, с.115,116). Надпись, согласно предложенному переводу, гласила: "Преображение Христово. За душевное спасение
севаста Артемия". В комментарии к переводу В.В.Латышев отметил, что,
судя по содержанию, надпись "свидетельствует о сооружении церкви или
часовни во имя Преображения Господня неким севастом Артемием за спасение своей
души" (Латышев В.В., 1896, с.116). Плохая сохранность надписи не позволила
исследователю датировать памятник. Понятно лишь, что относится она к
средневековью и свидетельствует о том, что где-то в районе Анапы был воздвигнут
христианский храм. Где же и когда это произошло? Где следует искать
археологические остатки этого храма? Место находки надписи указано В.В.Латышевым достаточно
подробно. "Виноградники Хан-Чокрак" несомненно следует связывать с
землями, принадлежавшими известной на Кубани семье Пиленко, имение которой
называлось Хан-Чокрак и располагалось на месте современного хутора Верхний
Ханчокрак (Краснодарский край, 1996, с.37,38). В 5 км к западу от места расположения имения, у хут.
Уташ, сотрудниками Анапского археологического музея в 1986 г: было открыто
обширное (площадью свыше 50 га) раннесредневековое поселение, получившее
название Уташского (Новичихин A.M., 1992, с.75,76). Собранный на памятнике подъемный
материал, главным образом фрагменты керамики, сходен с находками на других раннесредневековых
поселениях района Анапы и Тамани и позволяет относить Уташское поселение к
кругу древностей салтово-маяцкой культуры—археологической культуры Хазарского
каганата. Находки датируются в пределах V1II-X вв.
На распаханной части памятника зафиксированы скопления золы, фрагменты керамики
со следами пребывания в сильном огне, обломки человеческих костей, что
позволяет предполагать гибель поселения в результате трагических событий,
сопровождавшихся пожаром и человеческими жертвами (Новичихин A.M., 1992,
с.75,76). Следует отметить, что селище у Уташа — самое крупное
раннесредневековое поселение на Левобережье Кубани в районе Анапы. О конфессиональной принадлежности значительной части
жителей Уташского поселения свидетельствуют находки, сделанные на противоположном
от селища левом берегу р.Уташ. Здесь в 1927 г. экспедицией РАНИОН под руководством А.С.Башкирова был открыт большой христианский некрополь, с которого
происходило множество каменных надгробий с изображением крестов. Надгробия эти
активно собирались местными жителями для строительных нужд. Только в ограде
участка А.Мазанкова А.С. Башкиров насчитал 70 таких памятников (Башкиров А.С.,
1928. С.77). Несколько христианских надгробий было найдено на
окраине Уташа в 1970-х г. анапским археологом А.И.Саловым (Салов А.И., 1979, с.
101,38) и сотрудниками Анапской археологической экспедиции ИА АН СССР. В
настоящее время они экспонируются в Анапском археологическом музее. Один из
этих памятников был опубликован В.П. Яйленко (Яйленко В.П., 1987, с.169, рис.5). Все известные уташские надгробия однотипны. Это
каменные стелы на прямоугольном основании, расширяющиеся к закругленному верху.
На лицевой стороне в верхней части имеется рельефное изображение
четырехконечного креста с расширяюшимися концами, заключенного в круг. Под
крестом — треугольный выступ вершиной вниз; пространство между крестом и
основанием оконтурено бортиком, в нижней части имеется прямоугольная рельефная
рамка. Подобные надгробия хорошо известны по находкам в Крыму, где они
датируются очень широко — от IV до XIV вв. (Бабенчиков В.П., 1958, с.116-118, рис.14; 15;
Византийский Херсон, 1991, с.83, № 2; Косцюшко-Валюжинич К.К., 1902, с.64, рис.
13; Латышев В.В., 1896,с.35,№30; 1906, с.124,125,№39;1913,с.107,108,рис.4;ОАК
за 1908 г., с. 106,107; Орлов PC, 1979,c.l 19, рис.3; Репников Н.И., 1906,с.4,60,табл.Г7,30). Наличие обширного христианского некрополя указывает на
преобладание среди жителей поселения людей, исповедовавших христианство и на
наличие здесь соответствующего церковного прихода. В разные годы на хут. Уташ отмечены находки
архитектурных и строительных деталей, которые указывают на существование здесь
монументальной постройки (или построек). Так, А.С.Башкиров упоминает о
мраморном карнизе, обнаруженном в 1923 г. в окрестностях Уташа (Башкиров А.С., 1928, с.77). В дневниках А.И.Салова есть сообщение о находке там же
капители мраморной колонны. В 1986 г. на поселении были подняты обломки
керамической черепицы. Учитывая вышеизложенное, с большой долей уверенности
можно предполагать, что это здание было ни чем иным, как христианским храмом. Указанные В.В.Латышевым координаты находки —
"верстах в пяти от левого берега Кубани и в 25 верстах от Анапы"
(Латышев В.В., 1896, с. 115) — вполне согласуются с местом расположения
Уташского поселения. Таким образом, именно этот археологический памятник можно
рассматривать в качестве наиболее вероятного места обнаружения надписи из
Хан-Чокрака, а найденные на поселении архитектурно-строительные детали
связывать с построенным севастом Артемием храмом Преображения Господня. Формулировка "за душевное спасение"
применялась в средневековых надписях о строительстве, как правило, в тех
случаях, когда богатый донатор (жертвователь) брал на себя инициативу постройки
храма (Беляев C.A., 1987, с.83). В рассматриваемом случае таким
донатором являлся упомянутый севаст Артемий. Титул "севаст" (себаст), буквально
"достойный поклонения, священный" (Вейсман А. Д., 1899= 1991, ст.
1124,1125), впервые зафиксирован в Северном Причерноморье уже в первые века
н.э. (Зубарь В.М., 1995, с.57-61). Он был равнозначен латинскому
"август" (Вейсман А.Д., 1899=19,91, ст. 1125): себастами, как
свидетельствуют памятники эпиграфики, в Боспорском царстве именовали
обожествленных римских императоров (Зубарь В.М., 1995, с.57,58). В средние века
титул "севаст" перешел в разряд придворных званий византийского
императорского двора (Малахов С.Н., 1990, с.38; 1995, с.378). В.В.Латышев, со ссылкой на В.Г.Васильевского, отметил,
что наличие сановников с наименованием севаст зафиксировано в средневековой Сугдее,
и предположил возможность существования сановников с этим же титулом и в той
области, из которой происходит рассматриваемый памятник (Латышев В.В., 1896, с.
116). Согласно исследованиям В.Г.Васильевского, титул "севаст" для
Сугдеи неоднократно отмечен в приписках на полях Халкинского синаксария,
происходящего из этого крымского города (Васильевский В.Г., 1893, c.CLXXXVIII-CXC). Помимо Сугдеи в причерноморском регионе сановники с
титулом "севаст" известны в средние века в Трапезунде (Васильевский
В.Г., 1893, c.CLXXXIX,CIX) и в Алании (Малахов С.Н., 1990, с.38; 1995,
с.377,378). Что же касается Сугдеи, то, судя по содержанию
приписок Халкинского синаксария, севасты занимали первостепенное место в
городской администрации (Васильевский В.Г, 1893, c.CLXXXVIII-CXC). В этой связи представляет интерес наблюдение
А.В.Гадло, согласно которому название города Сугдея (современный Судак в Крыму)
обязано своим происхождением племени сугдов (сатинов, согдиан), частично
переселившихся в VIII в. в Крым из Западного Закубанья, где была обнаружена
рассматриваемая надпись (Гадло А.В., 1984, с.71). Археологическая культура
сугдов, по мнению А.В.Гадло, была неотличима от приазовского варианта
салтово-маяцкой культуры (Гадло А.В., 1984, с.71,72), что вполне соответствует
находкам на Уташском поселении (Новичихин A.M.,
1992, с.75,76). Письменные источники (греческий и русский варианты
жития Св. Стефана, приписки на полях Халкинского синаксария) свидетельствуют,
что во 2-й половине VIII в. стараниями сугдейского епископа Стефана (Стефана
Сурожского русской агриографии) сугды ("сугдейцы") были обращены в
православие (Васильевский В.Г., 1893, c.CCXXV.CCXLI;
Гадло А.В., 1984, с.71). Надо полагать, что сугдейский епископ крестил не
только крымских сугдов-сугдеев, но и их оставшихся на Кубани соплеменников.
Вхождение закубанских сугдов в
подчинение Сугдейской епархии можно объяснить не только наличием надписи из
Хан-Чокрака, но и сходством христианских надгробий некрополя Уташского
поселения с крымскими памятниками. Таким образом, Уташское поселение может
рассматриваться как один из раннесредневековых христианских центров Западного
Закубанья, обязанный своим возникновением подвижнической деятельности
сугдейского епископа Стефана, а также его соратников и последователей. Надпись с именем севаста Артемия, как уже отмечалось
В.В.Латышевым, не поддается точной датировке. Термин "севаст" в
данном случае можно рассматривать и как эпитет, тогда смысл надписи несколько
меняется: "Преображение Христово. За душевное спасение благоговейного (=
почтенного) Артемия". При таком прочтении надпись может быть вполне
соотнесена по хронологии с древностями Уташского поселения, датируемого
примерно VIII-X вв. Если же настаивать на титулярном характере лексемы
"севаст", тогда следует признать, что надпись не могла появиться
ранее XI-XII вв., периода широкого распространения некогда
придворного византийского титула среди провинциальной и полуварварской знати на
границах империи. В пользу последнего предположения говорит находка 1962 г. известняковой стелы с надписью у поселка Гостагай Анапского района, опубликованная
В.П.Яйленко. Фрагмент надгробной стелы с адыгской ономастической номенклатурой
датирован XII в. (Яйленко В.П., 1987, с. 169.). Таким образом,
строительство храма с участием севаста Артемия может быть предположительно
отнесено к XI-XII вв. ЛИТЕРАТУРА Бабенчиков В.П.,1958. Итоги исследования
средневекового поселения на холме Тепсень // История и археология
средневекового Крыма. Киев. Башкиров А.С., 1928. Археологическое обследование
Таманского полуострова летом 1927 г. // ТСА РАНИОН. ТЛИ. М. Беляев С.А., 1987. Из истории социальной жизни
Херсонеса второй половины IV — VI в. // Палестинский сборник. 29. Васильевский В.Г., 1893. Русско-византийские
исследования. Вып.2. Жития свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского.
СПб. Вейсман АД., 1889= 1991. Греческо-русский словарь.
СПб. Византийский Херсон, 1991. Каталог выставки. М. Гадло А.В., 1984. К этнической истории адыгских
племенных объединений (сагины-шегаки) // XIII Крупновские
чтения по археологии Северного Кавказа. Тез. докл. Майкоп. Зубарь В.М., 1995. Культ римских императоров в
Северном Причерноморье // РА. № 1. Косцюшко-Валюжинич К.К., 1902. Отчет о раскопках в
Херсонесе в 1901 г. IIИАК. Вып.4. Латышев В.В., 1896. Сборник греческих надписей христианских
времен из Южной России. СПб. Латышев В.В., 1906. Эпиграфические новости из Южной
России (находки 1905 г.) // ИАК. Вып. 18. Латышев В.В., 1913. Эпиграфические новости из Южной
России (находки 1912 г.)// ИАК. Вып.47. Малахов С.Н., 1990. Статус Алании в системе
причерноморско-византийских отношений Х-ХП вв. по данным титулатуры //
Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века.
Тез. докл. V областного семинара. Старочеркасская —
Ростов-на-Дону. Малахов С.Н., 1995. Алано-византийские заметки (Часть I) //
Аланы: история и культура (Alanica III). Владикавказ. Новичихин A.M., 1992.
Средневековое поселение у х. Уташ Анапского района // Древности Кубани.
Материалы научно-практич. конференции. Краснодар. Новичихин A.M., 2000. Древнейший
христианский храм на Анапской земле (К интерпретации надписи из Хан-Чокрака) //
XXI "Крупновские чтения" по археологии
Северного Кавказа. Тез. докл. Кисловодск. OAK
за 1908 г. СПб., 1912. Орлов Р.С., 1979. Из истории сельского населения
Керченского полуострова в XIII-XIV вв. // Памятники древних культур Северного
Причерноморья. Киев. Репников Н.И., 1906. Некоторые могильники области
крымских готов // ИАК. Вып. 19. Салов А.И., 1979. Материалы для археологической карты
Анапского района // КСИА. Вып. 159. Яйленко В.П., 1987. О "Корпусе византийских
надписей в СССР" // ВВ. Вып.48.
|
старинные карты: платные и бесплатные |