СЕЛО ХРЕБТОВОЕ – ФАНАГОРИЙСКАЯ ПЕЩЕРА – СЕЛО ФАНАГОРИЙСКОЕ.

Общая протяженность 31 км/первый день 13 км, второй 11, третий 7, чистое ходовое время 10 часов /первый день 5 ч, второй 3, третий 2 ч/, перепад высот 625 м.

До села Хребтового можно добраться на автобусе по шоссе Краснодар-Горячий Ключ-Джубга. Пешеходная  часть маршрута начинает­ся в 350 м от восточной окраины села у памятника советским во­инам. От памятника движемся в южном направлении по хорошо наезженной грунтовой дороге, уходящей в горы. Чтобы не уйти с нее на ответвления, следует, пройдя по мосту через р. Кавярзе, придерживаться южного направления и двигаться против течения основного потока ручья Тамбовская Щель. Пройдя от памятника 2 км подходим к мосту через ручей Аракелова Щель, через 250 м после которого выходим к развилке равноценных дорог. Движемся по дороге, уходящей на юго-запад. Через 1,5 км от развилки дорогу пересекает ручей. Нам же следует идти в южном направлении по тропе, не пересекая пока ручья.

Солнечная долина исчезает и мы попадаем в мрачное ущелье. Тропинка выводит нас к руслу ручья, по которому мы продолжаем двигаться в юго-западном направлении. Но вот ручей поворачивает на юг, и мы видим первые водопады. От памятника, у которого начинался наш маршрут, до первых водопадов около 5 км. Это расстояние можно преодолеть за 2 часа. Продолжаем путь по тропинке, вьющейся уже вдоль ручья. Через 750 м видим 10-метровый уступ, с которого низвергается широкая лента воды (очень красиво!).

Водопад под Университетской пещерой

Прежде чем продолжить движение, необходимо подняться на уступ водопада, для чего нужна веревка длинной 20-25 м (хотя можно и обойти и частенько стоит сбитая лестница). От водопада идем вдоль ручья почти в восточном направлении около 150 м и подходим к месту впадения в главное русло орографически правого притока. Здесь наш путь вдоль ручья Тамбовская Щель заканчивается. Строго на восток между ручьями начинается крутой подъем по хорошо набитой тропе. Через 120 м она приводит к небольшой площадке, за которой расположена Университетская пещера, с вытекающим ручейком. Глубоко заходить в пещеру не рекомендуется, т.к. она до конца не изучена (наверное потому что после первого зала, куда не замочившись не войдёшь, идёт узкая непроходимая – на мой взгляд - щель). Продолжаем наш путь по тропе, уходящей вверх, на восток, правее пещеры. До вершины горы Щетка /776 м/ еще более 2 км.

Через 200 м подъема выходим на вырубку, тропа теряется. Идем по молодому сосняку, придерживаясь азимута 90 град, и гребня отрога горы Щетка. Сосняк заканчивается, начинается труднопроходимый молодой лиственный лес, прорвавшись сквозь который, выходим на поляну. С середины этой поляны гребень постепенно меняет свое направление с восточного на юго-восточное. Пройдя от пещеры около 1,5 км, входим в чистый дубовый Лес. С поляны, взяв азимут 135-140 градусов, и придерживаясь того же отрога, через 500-600 м крутого подъема выходим на вершину. Пройдя по гребню вершины в юго-западном направлении 50-70 м следует начать спуск. Тропы на спуске нет, и он сравнительно крут, но если строго придерживаться азимута 180 град., ваш путь будет идти траверсом. Расстояние от вершины до реки Аюк 2 км. Через 1,5 км попадаем в русло ручья, двигаясь вдоль которого, через 200-230 м попадаем на хорошо наезженную дорогу. Поворачиваем по дороге в юго-западном направлении и через 200 метров  выходим к традиционному месту стоянок туристов у Фанагорийской пещеры - небольшой поляне между дорогой и рекой Аюк.

В Фанагорийской пещере http://journey.by.ru

Напротив поляны с другой стороны в Аюк впадает ручей Щель Пещерная (чуть выше – водопады), на орографически левом склоне которого и находится пещера. Переправившись через Аюк, подтоптанной тропе через 30 м подъема (протяженность) оказываемся у входа в пещеру. Длина пещеры 1110 м, категория трудности 2А. По дну пещеры протекает ручей. Средняя высота пещеры 6 м, однако, в некоторых местах она достигает 20-25 м. Пол залов наклонный, покрыт слоем мокрой глины.

Вход в Фанагорийскую пещеру http://journey.by.ru

Температура в пещере 9 ° С . Для прохождения пещеры в один конец - требуется от 45 минут до 1,5 часов. При прохождении пещеры желательно иметь резиновые сапоги и каску (но основное -  хороший фонарик и спички со свечкой!!! – не доверяйте жизнь только одному освещающему прибору!!!). Группам, не имеющим спелеологических навыков, не рекомендуется заходить дальше первого зала. В пещере встречаются летучие мыши, можно наткнуться на кости медведя, кабана, других животных (;-)). Решением Горяче-Ключевского горисполкома Фанагорийская пещера объявлена памятником природы. Пещера излажена турьём вдоль и поперёк, оббиты многие сталактиты, но, несмотря на это – приятная, простая, даже чистая пещера. Стоять рекомендую ниже/выше основной поляны, т.к. тамошние дрова негорючи L …

"Купальня" над Аюкскими водопадами.  http://journey.by.ru

От Фанагорийской пещеры до села Фанагорийское можно добраться коротким путем. Для этого от поляны отправляемся по дороге в восточном направлении. Дорога петляет вдоль реки Аюк, и через 3,5 км делает крутой поворот на юго-восток. В 150 м от поворота, с правой стороны небольшая полянка. Остановившись на ней, можно сходить к Аюкским водопадам и Малой Фанагорийской пещере. Для этого надо спуститься по крутой тропе, ведущей к речке. Примерно через 30 м видим один из Аюкских водопадов. У подножия - большой естественный бассейн, на левом берегу которого каменное нагромождение, а за ним вход в Малую Фанагорийскую пещеру, расположенную под дорогой. Вход в пещеру находится в скальной стенке высотой 11 м и представляет собой вертикальную трещину. Длина пещеры 25-30 м.

Осмотрев водопад и пещеру, движемся дальше по дороге. За деревянным мостом через ручей Семенеевская Щель дорога раздваивается, нам следует идти направо. Через 2 км подходим к броду через реку Чепси в месте слияния с рекой Аюк. Метров через 400 от брода справа примыкает дорога, ведущая к хутору Поднависла 1-й, а еще через 250 м выходам к уже невисячему мосту через реку Чепси. Дальше по дороге вниз до хутора Фанагорийский – и на маршрутке в Горячий Ключ или ещё пару км. И Вы на станции ж/д Фанагорийская. Удачи!!!

От пещеры можно пройти через хребет по ручью Щель Пещерная и выйти на Поднавислу, где вас ожидают остатки старой крепости, Мертвоё озеро и красивые водопады.

Прим. красным выделены комментарии автора сайта.

Проводник по этим местам.

Карты Краснодарского края

Комментариев нет - Ваш будет первым!